В краевой Госавтоинспекции назревает очередной скандал. На этот раз возмутителем спокойствия стали так называемые распилы. То есть части подержанных машин с распиленными кузовами, которые ввозились (и ввозятся) из Японии в Россию, где после восстановления легализовывались. В СМИ появилась информация о причастности к этому бизнесу первых лиц Управления ГИБДД УМВД по Приморскому краю.
Главное – наполнить бюджет
Если перелопатить местную печатную прессу, а также Интернет за последние две недели, то заметки, посвященные «распилам», войдут в десятку самого популярного чтива. После нападения акул на людей в прибрежных водах Приморья, разрушения жилого дома во Владивостоке и драки гастарбайтеров с охранниками на острове Русском.
На самом деле тема восстановленных «распилов» не нова. Впервые о них заговорили в СМИ сразу же после введения в январе 2009 года запретительных пошлин на ввоз в РФ подержанных иномарок. Как мы помним, это была одна из неуклюжих попыток правительства России отвадить население Дальнего Востока от правого руля. Что, естественно, повергло в ступор местный автомобильный бизнес. Но ненадолго. Наши находчивые предприниматели быстренько нашли выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. Они стали привозить из-за моря машины, распиленные на несколько частей, оформляя их на таможне как запчасти. Делалось это для того, чтобы уйти от таможенных пошлин. После чего из «распилов», чаще всего прошедших через Владивостокскую таможню, в каком-нибудь гаражном боксе в антисанитарных условиях сваривались цельные машины.
Как правило, новорожденные авто оформлялись, то есть получали паспорт транспортного средства (ПТС), в Ингушетии, республике Бурятия, Еврейской АО, Хабаровском крае, Сахалинской, Московской, Читинской, Иркутской областях. Там сотрудники ГИБДД были сговорчивее своих коллег из Приморья. Естественно, не безвозмездно. А машины тем временем дожидались документов во Владивостоке.
После получения ПТС легализованные «распилы» пригонялись (или не пригонялись) в подразделения госавтоинспекции Приморского края, где их уже на законном основании ставили на учет, меняли ПТС «чужого» региона на ПТС с кодом Приморья, выдавали госномера и продавали на авторынках либо в Уссурийске, либо на «Зеленом углу» во Владивостоке. Покупателя конечно же никто не предупреждал, что за «шкатулку с секретом» ему впаривают. Впоследствии после проверок, инициированных сотрудниками межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств № 1 (МОГТО и РАС ГИБДД № 1 УМВД по ПК), многие неправомерно выданные ПТС, особенно гаишниками республики Ингушетия и республики Бурятия, были аннулированы и внесены в базу данных АИПС «Документ». Дабы они еще где-нибудь не всплыли.
Надо сказать, что, как только в Приморье появились машины, восстановленные из «распилов», правоохранительные органы сразу взяли их на заметку. Во-первых, это транспортные средства, не прошедшие таможенное оформление в установленном порядке. По большому счету, у этих машин криминальное происхождение. Во-вторых, «распилы» в отличие от «конструкторов» не имеют права на передвижение по дорогам России без «свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства безопасности» (СКТС). Это черным по белому прописано еще в 2000 году в знаменитом приказе МВД России № 1240, регламентирующем внесение изменений в конструкцию транспортных средств. «Распилы» в соответствии с существующим в нашей стране техническим регламентом никогда не получат СКТС. Со всеми вытекающими последствиями. Они могут ржаветь в гараже, стоять в огороде в качестве пугала или на фазенде вместо дачного домика – это пожалуйста. Здесь ни СКТС, ни ПТС не нужны.
В августе 2010 года во Владивостоке состоялось расширенное совместное заседание с участием руководителей Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ), ГИБДД и других служб УВД по ПК. На нем был разработан план совместных действий по пресечению легализации «распилов». В результате этих мероприятий только сотрудники МОГТО и РАС ГИБДД № 1 УМВД по ПК выявили и зарегистрировали 57 поддельных копий таможенных деклараций на транспортные средства, собранные из «распилов».
Как рассказала «МК во Владивостоке» инспектор отделения розыска майор полиции Надежда Ковалевич, сообщения о липовых декларациях были направлены в органы внутренних дел по территориальности для принятия сурового решения. Но в возбуждении уголовных дел было отказано по всем материалам в связи с отсутствием события преступления! Потому как копия грузовой таможенной декларации, которую предъявляют в ГИБДД при регистрации машины, не является официальным документом.
Далее и вовсе начались непонятки: в этом году Владивостокская таможня неожиданно «забыла» об альянсе с госавтоинспекцией в борьбе против «распилов». Когда начальник МОГТО и РАС ГИБДД № 1 УМВД по ПК попросил (письменно) начальника Владивостокской таможни поделиться внешнеэкономическими кодами, под которыми в Россию ввозятся «распилы», к примеру, бэушный автомобильный кузов, передняя и задняя части машин импортного происхождения, то в ответ получил дырку от бублика. Точнее, ему порекомендовали обратиться с данной просьбой в Москву. Будто бы информация была секретной. Впрочем, стоит ли удивляться этой несговорчивости: таможенникам без разницы, целую машину они растаможивают, или ее половинки, или одно колесо. Их главная задача – наполнить бюджет страны, не нарушив при этом закон. А там трава не расти.
Всех уволить!
В середине августа 2011 года «распилы» вновь оказались на слуху. Дело в том, что один из депутатов Государственной думы, сидя в Москве, вдруг озаботился «махровой коррупцией» среди высших офицеров госавтоинспекции Приморья, а также незаконной регистрацией «распилов» местными оборотнями в погонах. По этому поводу он даже обратился с гневным посланием в УМВД РФ по Приморью: мол, доколе ваши гаишники будут чинить форменное беззаконие? Мать их перемать!
В ответ на обращение депутата из Первопрестольной во Владивосток нагрянула комиссия из МВД России для проверки сведений, изложенных в обращении депутата Госдумы. Есть сигнал – надо отреагировать!
«В рамках проведения проверки был осуществлен выезд на автомобильный рынок «Зеленый угол». В доверительной беседе с продавцом по имени Николай была получена информация, что большая часть автомобилей, находящихся на территории данного рынка, – это транспортные средства, имеющие кустарно изготовленные кузова-«распилы». Также он пояснил, что указанная категория автомобилей после ремонта (сварки кузова) с территории Приморского края не убывает, а их владельцы ожидают, когда им из других объектов Российской Федерации привезут соответствующие регистрационные документы (ПТС). После этого автомобили в течение дня ставятся и снимаются с регистрационного учета в регистрационных подразделениях края».
Вышеприведенная цитата не донесение секретного агента и не из бульварного романа, раскрывающего тайны промышленного шпионажа, а дословный отрывок из отчета на 17 листах членов комиссии из МВД России о проверке деятельности УГИБДД УМВД России по Приморскому краю. Далее следует перечень транзитных номеров «распилов», якобы легализованных в отделениях ГИБДД Приморья. В списке около 80 транзитов. Для несведущих обывателей, возможно, это будет откровением. Вот она коррупция! На самом деле засланцы из МВД РФ Америки не открыли. И за сведениями, полученными на рынке от некоего Николая, не стоило лететь за тридевять земель. В свое время тот же опальный полковник Лысенко летал в Москву к своему начальству с аналогичными списками и пачками фотографий «распилов», поступающих в Приморье из других регионов России, призывая пресечь легализацию незаконного автотранспорта еще в зародыше. То есть на местах получения первичных ПТС.
Осенью 2010 года против «распилов» ополчилась Дальневосточная транспортная прокуратура, после чего в Бурятии за легализацию «распилов» было возбуждено уголовное дело против тамошнего руководителя ГИБДД. Приморье тоже здесь отличилось. Благодаря оперативной информации были выявлены факты регистрации «распилов» в МОГТО и РАС ГИБДД № 2 УМВД по ПК (Уссурийск) и в МОГТО и РАС ГИБДД № 3 УМВД по ПК (Находка, Ольгинский район).
Что касается проверки ревизоров из МВД, то согласно их общему выводу, во-первых, на устранение выявленных «недостатков», если они подтвердятся, приморским гаишникам отвели полтора месяца. Во-вторых, за оперативно-служебной деятельностью госавтоинспекции Приморья предложено «установить особый контроль». В-третьих, «руководство УГИБДДД УМВД по Приморскому краю (далее следуют три фамилии) по своим профессиональным и деловым качествам не способно в дальнейшем оказывать управленческое воздействие по предупреждению и недопущению вышеуказанных нарушений». Вот каким боком обернулось антикоррупционное обращение депутата Госдумы в УВД края. Впрочем, точка в этой истории еще не поставлена.
Не виноватая я! Он сам писал…
Между тем, как стало известно «МК» во Владивостоке» от источника в силовых структурах, негативную информацию о «нерадивых гаишниках» депутату-правдолюбу слил на 30 листах (!) бывший сотрудник милиции С., ныне объявивший себя общественным борцом с коррупцией. Но, как оказалось, мотивация его «благородного» порыва примитивна – месть.
По словам информированного источника, после увольнения из милиции С. занялся автомобильным бизнесом, в том числе и торговлей «распилами», которые оформлял в ГИБДД через приятелей. После того как начальник краевой ГИБДД Александр Лысенко объявил войну незаконному автотранспорту, эта кормушка для С. закрылась. Естественно, новоявленный автодилер затаил обиду. В апреле 2011 года С. был задержан во Владивостоке на джипе с перебитыми номерами кузова. Угнанную машину изъяли и вернули в Москву хозяйке. «Борец с коррупцией» тогда чудом не попал под статью. Говорят, он до сих пор жутко зол на своих бывших братьев по оружию.
Что касается уважаемого депутата Госдумы, то, скорее всего, он и не предполагал, какой «подарок» ему преподнесли. Как говорят, зачем нам враги, если есть такие друзья. Народному избраннику, наверное, хотелось лишний раз напомнить электорату о себе любимом перед декабрьскими выборами. Но легкого «пиара» не получилось. Зато резонанс получился большой. Правда, негативный. Жители Приморья восприняли его обращение в полицию как еще один выпад против самого святого, что у них есть против праворульных машин. Кстати, сегодня депутат категорически отрицает знакомство с «борцом с коррупцией», а также свою причастность к письму в УМВД РФ по Приморью. Ну да бог с ней, с политикой. Грязное это дело!
Суета вокруг «распилов»
В августе 2010 года во Владивостоке состоялось расширенное совместное заседание с участием руководителей Дальневосточной оперативной тамо
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!