Выбор в пользу чтения

20 лет назад во Владивостокском художественном училище начала работу студия чтения. Четыре года назад она обрела название –

15:30, 29 июня 2011 Культура
0287d3b01c0e663d66ff92e2f213333d.jpg

То, что появилась такая тенденция – дети не читают, вызов времени, как сегодня модно говорить, - рассказывает Ирина Мусихина, библиотекарь Владивостокского художественного училища, - я осознала около 20 лет назад. Ясно было, что ситуация будет только усугубляться. Народ пошел малочитающий – и что с этим делать? Можно сложить лапки, поскуливать, а можно искать решения… Однажды я вспомнила, как читала воспоминания академика Лихачева, в которых он рассказывал о своем школьном учителе литературы. Это была обычная школа 20-х годов прошлого века. Приходил учитель и читал детям. Год они могли читать Пушкина, год – Толстого. Да, сегодня иная ситуация в образовании, есть программы и стандарты, но вот парадокс – при тогдашней системе образования литературоведы и академики вырастали из мальчишек чаще…Мне понравилась идея: просто читать, почему нет?

Потом мне еще попалось интервью Людмилы Улицкой, в котором журналист посетовала, что до сих пор читает девятилетнему сыну вслух. А Людмила Евгеньевна сказала: я своим вслух до 20 лет читала, мы садились на диван всей семьей, читали вслух – и выросли дети, которые любят читать. Вот так у меня и возникла идея организовать студию чтения.

Я решила, что в этом, возможно, выход: возьму книгу, приду к студентам на занятия, пока они сидят за мольбертами, и буду читать. Собираться в библиотеке у студентов возможностей мало: училище располагается в двух зданиях в разных районах города, у всех занятия… Так и пошло: сначала я просто читала вслух студентам, потом, если появлялась возможность, мы собирались в библиотеке, и уже они читали вслух, если у кого-то появлялся комментарий, то шло обсуждение, и никто не ощущал себя объектом воспитания. Ведь дома мы примерно так и читаем – не для громких дискуссий, а для удовольствия. Когда начались первые опыты чтения вслух, оказалось, что словно именно этого студенты и ждали, чтобы начать читать… Сколько книг прошло через эти сеансы чтения за 20 лет! Всех авторов и не упомнить! Книги выбираю и на свой вкус, и ориентируясь на просьбы студентов. Толстой и Гоголь, Достоевский и Платонов, Дина Рубина и Марина Москвина, Куприн, Шукшин, постепенно стали читать издаваемые дневники и письма художников… За 20 лет работы студии не было еще ни одного произведения, которое бы мы читали и которое не нашло бы отклика в душах ребят. Четыре года назад я заметила: ребята пишут талантливые стихи, хотят самовыразиться. И ровесники их уважают. И решила включить в программу чтения стихи. Так возникла собственно «Стихотерапия».

Чтобы ребятам привить понимание поэзии, мы стали читать Баратынского, Фета, Марию Петровых, Веру Звягинцеву, Геннадия Лысенко, мне кажется, что это все кстати ребятам. Стали приглашать в гости приморских писателей, поэтов, критиков. У нас в гостях были Раиса Мороз, Иван Шепета, Александр Лобычев…

Вот смотрите, это эскиз второкурсницы Елены Беловой «Стихотерапия», на которой Лена запечатлела наше заседание, этот эскиз она подарила библиотеке. Так вот мы и читаем…

В училище 190 студентов, можно сказать, что 130 человек – участники студии, поскольку за неделю учебы я бываю в шести­семи группах… Ребята обижаются, если я иду с книгой не в их группу, это факт. Сеансы чтения длятся от 10 до 40 минут, мы используем любую возможность, преподаватели идут нам навстречу.

У нас не литобъединение, мы не учимся писать стихи, я вообще не уверена, что этому можно научиться. Мы учимся читать. Мы читаем книги. И когда студенты стали иногда читать свои собственные произведения, я поняла, что это – знак доверия, знак искреннего отношения… Наши студенты стали принимать участие в фестивалях и конкурсах поэтов. Юля Алексеенкова – дипломант, обладатель второй премии фестиваля «Болдинская осень», третьей премии фестиваля «Гул океанского прибоя». Карина Калуга – участник конкурса «Гул океанского прибоя». Ее стихи, рожденные ее жизнью, заставляют содрогнуться и подумать: что же перенесла эта девочка? Когда она пришла к нам в училище, она могла говорить только нецензурно, за четыре года она стала другим человеком – одна из лучших выпускниц, для нее великое счастье – эта публикация. Именно нам она доверила свои первые стихи. Это дорогого стоит. Вот на фото – ее первая автограф-сессия.

Кристина Стишковская получила первую премию на конкурсе «Гул океанского прибоя» и сертификат на номинацию на премию президента России. Кристина мечтает создавать авторские детские книги – и уже ясно, куда она направит премию…

Постепенно созрела идея сделать книгу, кстати, дизайн ее создала Юля Алексеенкова. Как отбирали произведения? Все вместе. Ребята адресовали ее в первую очередь ровесникам, тем, кто тоже только пробует свое перо. Мы сделали настоящую книгу, смогли при помощи спонсоров купить индекс ISBN, и экземпляр нашего сборника «Есть такое явление» будет храниться в Российской книжной палате, ребята очень этим гордятся.

Книгу из издательства мы забирали накануне дня рождения великого Пушкина. По­моему, в этом есть некий знак… Когда я смотрела на ликование ребят, когда они взяли в руки книгу, я поняла, что в свое время мы сделали верный выбор в пользу чтения.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!