Политэкономия Сергея Дарькина
В конце минувшей недели сразу после оглашения крайизбиркомом официальных результатов выборов губернатора Приморского края победитель избирательного марафона руководитель рыбопромышленной компании “Ролиз” Сергей Дарькин дал свое первое интервью - газете “Владивосток” и Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток”. В тот момент это был человек, который выборы уже выиграл, но губернатором еще не стал – до принятия присяги перед депутатами краевой думы; эта процедура прописана в Уставе Приморского края.
В конце минувшей недели сразу после оглашения крайизбиркомом официальных результатов выборов губернатора Приморского края победитель избирательного марафона руководитель рыбопромышленной компании “Ролиз” Сергей Дарькин дал свое первое интервью - газете “Владивосток” и Тихоокеанской государственной телерадиокомпании “Владивосток”. В тот момент это был человек, который выборы уже выиграл, но губернатором еще не стал – до принятия присяги перед депутатами краевой думы; эта процедура прописана в Уставе Приморского края.
Полагаем тем не менее, что перед вами первое официальное интервью нового губернатора Приморья.
- Как настроение, Сергей Михайлович?
- Настроение отличное – каким же еще оно может быть после победы? Правда, устал сильно, даже приболел немного. А в целом – нормально. Готов к серьезной работе.
- Вы ожидали такого результата?
- Да, мы просчитывали, прогнозировали итоги. И надо сказать, что результат совпал с нашим прогнозом до 0,5 процента. Конечно, мы отдавали себе отчет, что выборы находятся под угрозой – слишком много было сил, которые хотели бы их сорвать. Но загнать приморцев в угол никому не удалось. При всех сложнейших привходящих моментах я считаю, что это были честные выборы. И поэтому в первую очередь я хотел бы поблагодарить всех жителей края, которые пришли 17 июня на избирательные участки. Я искренне благодарен всем, независимо от того, как кто голосовал – за меня, за кандидата “Против всех” или за моего соперника господина Апанасенко. Еще раз: огромное спасибо всем приморцам!
- Кстати, а Апанасенко или Пуликовский уже поздравили вас с победой на выборах?.. И вообще – откуда пришли первые поздравления?..
- (Пауза, смеется) ...…Я получил уже очень много поздравлений...… В первую очередь меня поздравили мои родители, которые сейчас находятся в отпуске на западе нашей страны. Пришли поздравления из администрации президента, правительства, Государственной думы, от многих российских губернаторов. Очень важной мне представляется телеграмма от Анатолия Чубайса. И еще масса телеграмм от людей, живущих не только в Приморье и не только в России, но и во всем мире…...
- Я бы хотел вернуться к предвыборному марафону. Как у вас складывался в эти последние дни режим жизни?
- Был тяжелый рабочий режим, 16-18 часов работы, связанный с поездками по краю, я провел 180 встреч с избирателями, побывал во всех районах, городах и селах Приморья. Время оставалось только на сон, который действительно был не очень длинный. Усталость, конечно, есть, но я думаю, что и труд губернатора не легче, не правда ли?…
- В общем, да. И все, что было пока, – это цветочки. Давайте в этой связи вернемся к фигуре Апанасенко. Он проиграл вам на выборах, вернулся в Хабаровск и остается куратором Приморского края. Вы не видите в этой связи никаких сложностей в перспективе?
- Я убежден, что и губернатор Приморья, и представительство президента в Дальневосточном федеральном округе, в том числе и его руководство, – они работают на основании нормативных документов, каждый имеет свои права и обязанности, которые четко разграничены. А в целом все мы вместе несем ответственность по решению поставленных перед нами задач. И если мы будем строить нормальный, конструктивный диалог, то, я полагаю, у нас не должно возникать противоречий. Подчеркну – как бы друг к другу не относились. Я очень прагматичный человек и считаю, что не имеет права ни руководитель предприятия, ни тем более губернатор, ни другой высокопоставленный чиновник иметь какие-то личные симпатии или антипатии, способные повредить делу. Потому что за каждым из таких руководителей стоят жизни и судьбы тысяч и тысяч людей. Я уж не говорю о степени забот и сложности проблем, стоящих перед Константином Борисовичем Пуликовским; взять одни только проблемы Ленска – страшно...… Поэтому я глубоко убежден, что мы сможем развить конструктивный диалог, построить нормальные отношения и работать с этой структурой так же, как и с другими федеральными ветвями власти.
- Ну что ж, коль скоро речь пошла об оппонентах в ходе выборов, то давайте вспомним, что в течение почти всего времени между первым и вторым турами главным вашим оппонентом был Виктор Иванович Черепков. Как было сказано в ходе вашей кампании – нам здесь жить, а значит, и работать, и в том числе – с избирателями Виктора Черепкова. Как вы предполагаете здесь выстраивать свои отношения?
- Для начала хотел бы напомнить, что еще до всех судебных решений с отстранениями я очень резко и категорично выступал против снятия Виктора Ивановича с выборной “дистанции”.
К сожалению, это произошло. Что касается моего личного отношения, то я к Черепкову отношусь нормально. Это действительно политик, политик с большой буквы и с большим опытом. Он хороший депутат Госдумы и вместе с другими нашими депутатами – Горячевой, Гришуковым – может оказывать вполне реальную помощь Приморскому краю.
Хочу подчеркнуть, что мне пришлось во втором туре действительно бороться не с конкретным оппонентом, а с кандидатом “против всех”, за которого голосовали не только сторонники Черепкова, но и – как ни горько говорить об этом сегодня – коммунистический электорат. Горько, потому что я и сам был членом КПСС и сегодня спокойно отношусь ко всем политическим партиям и течениям, которые действуют в рамках закона.
- …Не случайно одна из центральных газет, комментируя выборы в Приморье, вынесла в заголовок такую фразу: “Сергей Дарькин победил “против всех”…
- …Да, так оно и есть на самом деле…...
- Коль скоро у нас разговор вертится вокруг персоналий – как вы будете выстраивать отношения с мэром Владивостока Юрием Копыловым?
- С ним я буду выстраивать отношения так, как губернатор Приморского края должен выстраивать отношения с мэром города Владивостока. Я хочу еще раз повторить простую, но важную мысль: за 12 лет работы в реальном секторе экономики я никогда не ставил во главу угла личностные взаимоотношения; старался никогда не делить людей на “своих” и “чужих”. Мне очень нравится слово “прагматизм”. Давайте исходить из этого понятия. Причем речь в данном случае идет не только о Копылове. В последние дни у меня было много консультаций с разными людьми; буквально сейчас, после вот этого разговора я еду встречаться с депутатами краевой думы, чтобы искать и находить с ними общие подходы, общие решения.
- Кстати, о краевой думе – ведь ее выборы тоже не за горами. На ваш взгляд, новая дума должна чем-то отличаться от существующей – по составу, по политической окраске, по позициям?..
- …Сложный вопрос. Вы знаете, я всегда подчеркивал, что я не политик, а в первую очередь экономист. Поэтому я хотел бы получить ваше разрешение пока что на этот вопрос не отвечать. Надо более предметно изучать эту ситуацию. Поймите меня правильно.
- Да, наверное, это разумно – иначе вас могут обвинить в каком-то давлении перед предстоящими выборами депутатов. Хорошо, но разговор у нас все равно вращается вокруг кадров. В русском языке есть такая поговорка: новая метла чисто метет. В данном случае понимай так: пришел новый руководитель, и в связи с этим могут произойти серьезные кадровые изменения. В этой связи хотелось бы коснуться федеральных структур. Понятно, что руководители их местных подразделений назначаются Москвой, но согласовываются с губернатором. Вспоминается один из первых – после отставки Наздратенко – приездов Константина Пуликовского, который говорил тогда прямо: “Этого сниму, этого сниму…” Речь, как вы помните, шла тогда и о краевом прокуроре Василенко, и о руководителе ТГТРК “Владивосток” Бакшине, и о многих других… Как вы будете строить свои отношения в этом направлении и видите ли вы необходимость каких-то замен?..
- Давайте начнем с того, что российский президент Владимир Владимирович Путин выстраивает жесткую вертикаль федеральной власти. И у губернаторов остается все меньше и меньше рычагов давления на федеральные структуры на местах. Но я думаю, что губернатор кроме всего прочего должен быть хорошим дипломатом и просто обязан уметь строить нормальные рабочие отношения по всему, скажем так, периметру своей деятельности.
- Вы заявляете, что вы не политик, однако многие ваши заявления носят подчеркнуто политический характер. Так, в частности, во время предвыборных встреч вы говорили, что с нынешней командой “Белого дома” работать не будете. В этой связи конкретный вопрос: каковы перспективы у Константина Толстошеина?..
- Думаю, что Константин Борисович не будет работать моим заместителем. О дальнейшей его судьбе говорить, наверное, преждевременно. Вместе с тем хочу сказать, что у меня была с ним встреча, и, очевидно, будет правильно сделать так, чтобы его опыт и работоспособность были востребованы на благо края.
- Но не в качестве вашего зама?
- Нет. Знаете, я вообще буду настаивать на своей команде. Это связано в первую очередь с тем, что за долгие годы совместной работы люди притираются друг к другу. А у нас сейчас нет времени ни на притирку, ни на раскачку. Даже тех двух недель, что даются новому губернатору, чтобы нормально войти во власть, – у нас и этого времени нет; нам надо незамедлительно готовиться к зиме.
- Коль скоро вы говорите о своей команде – можете вы сегодня назвать несколько фамилий своих будущих заместителей?
- Пока без комментариев. Спасибо.
- Хорошо. Тогда давайте коснемся предстоящего визита в край премьер-министра Михаила Касьянова: вы будете в большей степени слушать или уже есть сегодня свои предложения по прохождению зимы в Приморье?
- Вы понимаете, что такие вещи не решаются с кондачка. Сегодня уже верстаются протоколы предстоящих совещаний, обсуждаются цифры, которые туда будут внесены, шаги, которые необходимо предпринять. Я владею этими цифрами и, поверьте, в роли стороннего слушателя находиться уж никак не буду. Убежден, что наша главная задача сегодня – найти дефицит бюджета. Мы примерно знаем уже, чему он равен. И это главный вопрос, который должен обсуждаться с Михаилом Касьяновым. Мы должны найти средства, чтобы заткнуть эту дырку, хотя в бюджете она и не видна, в балансе она все-таки есть. Потому что за электроэнергию надо платить деньги, за воду и тепло надо платить деньги, за хлеб надо платить деньги...… В этой связи, кстати, я очень рад, что Анатолий Чубайс приезжает в Приморье. И именно как экономист я хочу вас заверить, что через месяц, максимум – через два мы достигнем нормальных договоренностей с РАО “ЕЭС России” - именно на экономической базе. Я считаю, что у нас все-таки очень высокая себестоимость электроэнергии, и убежден, что здесь есть резервы. Я понимаю проблемы, стоящие перед энергетиками, и глубоко убежден, что главная проблема – давайте уж говорить открыто – вовсе не неплатежи, а проблема собственности. Пройдет, поверьте, совсем немного времени, и мы постараемся объяснить населению края, как мы собираемся решать эту проблему. В этой связи хочу заявить совершенно принципиальную вещь: в ближайшее время я хочу открыть не только бюджет Приморского края, но и баланс – все это должно быть опубликовано в средствах массовой информации так, чтобы была видна каждая копейка. Надо снять любые вопросы, жители Приморья вправе знать, откуда берется каждая копейка в бюджете края и куда она идет...…
- Я разговаривал с некоторыми работниками вашего штаба и понял, что предстоящая церемония вашей инаугурации – если все будет нормально – будет очень скромной и сдержанной. Но вопрос о другом – планируете ли вы на эту церемонию пригласить предыдущих руководителей края: Евгения Наздратенко, Владимира Кузнецова, Виктора Ломакина?..
- Думаю, что ничего этого не будет. В соответствии с Уставом Приморского края я хочу принести присягу краевой думе и на этом все церемонии вступления в должность завершить. Надо начинать работать. У нас нет времени на праздники. К сожалению, это так…...
- У нас получается сложный разговор, непростые вопросы… Давайте поговорим о более приятных вещах. Я знаю, что вас окружают женщины: мама, жена, две дочери – скажите, какое у вас любимое женское имя?
- Галя. Это имя моей мамы.
- А вот когда под утро в понедельник после выборов стали ясны результаты, что наливали у вас в штабе, что вы пили?
- Я пил антибиотики (смеется), потому что немножко приболел. А штаб мой разливал водку. Что касается моих обычных пристрастий, то я могу с удовольствием выпить несколько рюмок водки – после бани и обязательно в хорошей компании. Понимаю толк в коньяке, могу выпить виски со льдом, люблю хорошее пиво.
- Какое?
- Больше всего люблю чешское пиво.
- А что касается модного слова “хобби”, что такое для вас отдых, что позволяет расслабиться?
- Больше всего я люблю путешествовать. Понимаю, что теперь мне будет очень не хватать того, что я мог позволить себе в последние годы - в любой момент выехать на несколько дней отдохнуть. Наша компания была так отстроена, что не было необходимости в таком жестком повседневном надсмотре. Отдыхать я люблю активно – охота, подводное плавание, горные лыжи.
- Скажите, а кто придумал главную идею вашей предвыборной кампании – желтые майки? И почему именно желтые?
- Идея общая, коллективный разум всего штаба. А желтые – так в это время начали цвести одуванчики, первый яркий цвет весны, цвет обновления...…
- Какие фигуры общероссийского масштаба вам наиболее симпатичны?
- Хороший вопрос. Только не подумайте, что я, как говорят дети, подлизываюсь к этому человеку. Мне очень импонирует Путин. Я очень уважаю его за то, что в своем послании Федеральному собранию он дал картину реальной экономической ситуации в нашей стране – до него этого не делали. Он сказал, сколько у нас есть денег и куда мы их можем потратить. И второе, не менее важное. Он сказал, что каждый гражданин России должен обладать всеми теми же правами, что и граждане самых передовых и демократичных стран. Вот за это, как и за реальные дела, за то, что сегодня делается, я его очень уважаю.
- Путин производит впечатление волевого, жесткого человека, особенно в претворении своих решений. Скажите, у вас достанет такой жесткости, когда вы уже с полным правом займете губернаторское кресло?
- Хватит. Увидите...…
- А из иностранных деятелей, кто вам импонирует?
- …Сложный вопрос, я как-то не особо задумывался…... Мне очень любопытна фигура князя Ренье – хозяина княжества Монако. Мне нравилось, как президентствовал Билл Клинтон. Мне очень нравится Вацлав Гавел. Но еще больше я уважаю крупных зарубежных экономистов...… Я никогда не забуду, как 12-14 лет назад мы начали сотрудничать с японцами. И после нескольких лет работы они приехали во Владивосток (люди в основном немолодые, лет по 60-70), посмотрели и сказали мне: “Сергей, все, что вы сейчас делаете, мы делали в Японии сразу после войны, когда были молодыми...…”
- Еще в ходе предвыборной гонки мне доводилось проводить на страницах газеты “Владивосток” своеобразную параллель, связанную с тем, что вас называли наследником Наздратенко. Но ведь и Путина называли наследником Ельцина. Однако, как мы видим, курс страны в последние годы заметно корректируется. Давайте продолжим эту параллель: будете ли вы проводить корректировку курса прежней администрации края?
- Вопрос понятен, только давайте разделим его на две части. Первая – что касается Наздратенко. Я никогда не был в команде у Евгения Ивановича – вы это прекрасно знаете. Моя фамилия крайне редко звучала по телевидению или в газетах. Вместе с тем я знаком с Наздратенко еще с тех пор, когда он руководил горнорудной артелью “Восток”. Мы тогда построили в пригороде Владивостока опытно-экспериментальный завод по аффинажу серебра холодным способом, и я приехал покупать у “Востока” серебросодержащий концентрат. С тех пор – с самого начала 90-х – мы знакомы. Все последние годы наши отношения строились как отношения губернатора и руководителя одного из предприятий.
Теперь что касается, как вы говорите, корректировки. Ну прежде всего была другая эпоха, эпоха Ельцина, когда почти все вопросы решались исключительно политическими методами. Сегодня другая эпоха, эпоха Путина. Пришло время, когда экономика все-таки стала первична. И я думаю, что ключевая ошибка команды – именно команды Наздратенко – состоит в том, что они не заметили вот этого перехода.
- У нас в Приморье есть кадры для такого нового курса?
- Конечно! Я вам приведу такой пример: мы начали заниматься “Приморской соей” через два месяца после того, как в России произошел страшный финансовый кризис 98-го года. Но мы вытянули, подняли это предприятие. Я вообще глубоко убежден, что 50 процентов успеха любого предприятия зависят от руководства, от менеджмента. И поверьте, у нас в Приморье хватает опытных, по современному мыслящих руководителей.
- Кстати, а почему вы, рыбопромышленник, начали вдруг заниматься соей?
- Очень просто: соя, как и рыба, – это белок. А белок – это протеин. А протеин – это будущее, причем не только России, но и всего мира. Знаете, я очень люблю приводить один пример. Несколько лет назад в составе российской делегации я был на крупной международной рыбопромысловой конференции в Японии. Все выступают по очереди – наши, американцы, китайцы, канадцы, – рассказывают о проблемах и о путях их решения, а под конец выступают японцы и говорят: понимаете, для нас рыба – это не бизнес, это – национальная безопасность страны. Так вот, поверьте мне, что соя для России – это то же самое. Растет она только у нас и в Амурской области. Но это будущее нашего пропитания. Это буквально стратегически важный продукт XXI века.
- Последние вопросы, адресованные не губернатору, а человеку Сергею Дарькину: последняя книга, которую вы прочитали, которая лежит у вас на ночном столике?
- …Две книжки – Омар Хайям и Билл Гейтс “Бизнес со скоростью мысли”.
- Любимое блюдо?
- Спагетти.
- А сами умеете готовить?
- Только яичницу (смеется)...…
- Жена то, что вы приготовили, ест?
- Конечно. С удовольствием…...
- Что ж, давайте пока на этой ноте закончим сегодняшний разговор. Спасибо, что нашли время для встречи. И – как всегда – мы ждем вас в редакции газеты “Владивосток”.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток", при содействии Тихоокеанской государственной телерадиокомпании "Владивосток"