“Уссурийский бальзам” снова побеждает и...
Недавно представители знаменитого на всю страну нашего “Уссурийского бальзама” вернулись с престижной профессиональной выставки из Санкт-Петербурга, откуда снова привезли несколько золотых и серебряных медалей, которые получили водка “Арму люкс”, новый бальзам “Уссурийский тигр”, фирменная настойка “Капитанский ром”. А бальзам “Уссурийский” вообще взял “Гран-при”.
Недавно представители знаменитого на всю страну нашего “Уссурийского бальзама” вернулись с престижной профессиональной выставки из Санкт-Петербурга, откуда снова привезли несколько золотых и серебряных медалей, которые получили водка “Арму люкс”, новый бальзам “Уссурийский тигр”, фирменная настойка “Капитанский ром”. А бальзам “Уссурийский” вообще взял “Гран-при”.
Но уже через несколько дней завод практически остановился. Из четырех линий, которые могут работать в три смены, теперь лишь периодически работают две. И то в одну смену. Особенно сильно упало производство фирменных водок - за последнее время почти наполовину. По словам заводских экономистов, в июле ситуация будет еще более критическая. И если по сравнению с не очень благополучными двумя кварталами прошлого года “Бальзам” в этом году уже снизил на треть платежи во все уровни бюджета, то конец лета будет и вовсе провальным.
Что происходит? Почему один из самых стабильных налогоплательщиков и одно из известнейших фирменных краевых предприятий опять оказывается в сложной ситуации и просит о помощи? Может, что-то произошло с коллективом? Вышло из строя оборудование? Еще какие-нибудь внутренние проблемы? Нет. На заводе стабильный коллектив, все специалисты на месте. А победы на престижных профессиональных выставках-ярмарках, куда, кстати, специально продукция не отбирается, а идет прямо с конвейера, еще раз подтверждают качество водок, ликеров и настоек “Уссурийского бальзама”.
- Дело в другом, – говорит генеральный директор ОАО “Уссурийский бальзам” Галина Савостьянова. - Как уже бывало не раз, в край сделали очередной огромный сброс дешевой фальсифицированной безакцизной ликеро-водочной продукции. Это и привело к практически полному развалу собственного официального рынка алкоголя. Что сегодня подтверждают все, кто отвечает за контроль и развитие продовольственного рынка Приморья.
Гендиректор “Уссурийского бальзама” показала пачки официальных писем и обращений от депутатов, глав городов, участников отраслевых совещаний в Уссурийске, Москве и так далее. Все они направлены в самые разные инстанции, в основном в федеральные структуры, в том числе полномочному представителю президента РФ по Дальневосточному федеральному округу
К. Б. Пуликовскому. Но ни должного понимания, ни поддержки, ни просто официальных ответов не получено. Хотя, как утверждается в том же послании председателей дум Приморского края полпреду от 07.06.2001, “фискальным органам хорошо известны все криминальные схемы поставок безакцизной водки и бесфактурного продовольствия с оптовых баз и складов Владивостока”.
И все-таки почему именно сейчас, летом, в Приморье потянулись вагоны и контейнеры с дешевой водкой? Этому, как рассказали на “Уссурийском бальзаме”, есть простое объяснение. С 1 июня изменен порядок реализации и уплаты акциза для тех, кто имеет дело с этой продукцией. Продавать спиртное теперь начинают только через акцизные склады. При этом вводится наряду с федеральной еще и местная региональная наклейка на каждую проданную со склада бутылку. При этом производитель платит не сто процентов акциза, а половину. Другую половину берут в бюджет с владельцев акцизных складов. Само по себе нововведение всем порядочным производителям и продавцам только на руку. Оно наконец-то будет способствовать лучшему контролю и учету как выпускаемой местными производителями, так и завозимой акцизными складами ликеро-водочной продукции из других регионов. Но есть здесь одна проблема, которую не удосужились решить не только принявшие новый порядок депутаты, правительственные чиновники, но и те, кто призван оградить местный алкогольный рынок от наплыва дешевой неучтенной водки, и те, кто призван наполнять бюджет. В этот переходный период нужно было поставить особый заслон поставщикам фальсифицированного спиртного. А получилось наоборот. По всей стране на выпускающих спиртное заводах и складах пытались снять и зафиксировать алкогольные остатки, которые пока позволено продавать без региональной наклейки лишь до 1 сентября. Но, как утверждают специалисты “Уссурийского бальзама”, этим воспользовались очень многие коммерсанты и по традиционным каналам погнали учтенные и неучтенные остатки спиртного в Приморье. По их оценкам, к нам таким образом только за последнее время завезено более 400 тысяч декалитров. Это в среднем трехмесячные объемы производства “Уссурийского бальзама”.
Сотрудники службы маркетинга ОАО прошли по уссурийским базам, магазинам и выписали цены на завозную продукцию. “Подмосковная” из Химок стоит 39 руб., “Столичная” из Москвы – 40 руб., “Гусарский пир” из Наро-Фоминска – 39 руб. за бутылку. А “Шапка Мономаха” из Зеленограда и вовсе 36 руб. В то время как самая недорогая и продающаяся практически по себестоимости такая марка водки “Уссурийского бальзама”, как “Старорусская”, продается в розничной торговле по 46 руб. 90 коп.
Налицо, считают руководители “Уссурийского бальзама”, стремление уничтожить одну из старейших и стабильно работающих в крае отраслей – ликеро-водочную. При этом удар направлен не только на “Бальзам”, но и на других местных производителей. Всякий раз, когда предприятие начинает набирать обороты и теснит конкурентов, его пытаются всеми способами загнать в угол. Так было несколько лет назад, когда вдруг распустили слух о том, что бальзамовская водка плохого качества. Предприятию пришлось вкладывать дополнительные средства в специальное импортное очистное оборудование, дорогую рекламу и так далее. Прошло время, и многие поняли, что все эти разговоры – утка. Сейчас на двух предприятиях ОАО - в Уссурийске и Владивостоке - идет подготовка к введению новой международной системы качества продукции – здесь хотят получить мировой сертификат качества по системе ISO 9001. Пока что такого в отрасли смогли добиться лишь на московском ликеро-водочном заводе “Кристалл”. На “Уссурийском бальзаме” уверены, что, несмотря на трудности и недостойную конкуренцию, им уже в следующем году удастся получить этот международный сертификат. Не случайно же к ним зачастили американцы, которые продвигают уссурийский брэнд не где-нибудь, а даже во Флориде.
- Мы, старейшие и крупнейшие приморские производители уникальных настоек, бальзамов, десятков видов другой алкогольной и безалкогольной, лечебной продукции, сегодня в сложном положении. Прежде всего потому, что в неравном, - подвела итог разговора на предприятии его гендиректор Галина Савостьянова. - Тем не менее мы не требуем для себя каких-то привилегий или особых условий. Просим от властей – и федеральных и местных – введите для всех единые правила игры и строго контролируйте систему. До сентября, если сейчас не принять срочные и жесткие меры, приморский потребитель может просто лишиться возможности покупать местную качественную продукцию. Ее просто перестанут производить.
Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"