Будем ли «ПЕНЯть» за долг?
Пришедшие в апреле платежки за жилищно-коммунальные услуги повергли жителей Владивостока в шок. Только недавно стихли страсти, разгоревшиеся вокруг октябрьского постановления главы администрации города Юрия Копылова о повышении тарифов на ЖКУ. И вот опять двадцать пять! Теперь вырос уровень оплаты коммунальных платежей и теплоснабжения. По постановлению и. о. губернатора Валентина Дубинина “О стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2001 год” с 1 марта все ЖКУ, а также отопление и горячее водоснабжение должны оплачиваться на 80 процентов их стоимости.
Пришедшие в апреле платежки за жилищно-коммунальные услуги повергли жителей Владивостока в шок. Только недавно стихли страсти, разгоревшиеся вокруг октябрьского постановления главы администрации города Юрия Копылова о повышении тарифов на ЖКУ. И вот опять двадцать пять! Теперь вырос уровень оплаты коммунальных платежей и теплоснабжения. По постановлению и. о. губернатора Валентина Дубинина “О стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2001 год” с 1 марта все ЖКУ, а также отопление и горячее водоснабжение должны оплачиваться на 80 процентов их стоимости.
Сужу по своей квитанции: на десятку вырос сбор за ремонт мест общего пользования, на рубль – обслуживание мусоропроводов... Мелочь, а неприятно. Больше десяти рублей с февраля стоит радио, которого в моей квартире отродясь не было, однако с ноября четко проставляется в платежке. Но это, как выяснилось, ерунда по сравнению с мировой революцией - суммами за тепло и горячую воду, потребленные в марте. Особенно “революционной” показалась информация о пене в 1 процент за просроченный день, которая будет “капать” после 30 апреля. Сильно хочется надеяться, что это предупреждение – очередная страшилка.
Мы решили узнать на этот счет мнение специалиста - начальника абонентского отдела Владивостокского вычислительного центра программы учета Антонины Поломоновой.
- Постановлением главы администрации Владивостока с октября 2000 года должна взиматься пеня за просроченный платеж за ЖКУ. Правда, некоторые замечают, что несмотря на постановление, никто с них за просроченные платежи не спрашивает. Отдельные банки пеню взимают. Остальные, судя по всему, не выполняют постановление администрации города по каким-то причинам.
- Мне квитанция по теплу за март пришла в последние дни апреля. Времени на раздумье практически не осталось.
- Доставка квитанций – это наша головная боль. Их по договору должны доставлять почтовые отделения в течение семи дней после распечатки. Последние квитанции мы готовим в середине месяца. На деле же почтовики доставляют платежки как им вздумается. Некоторые горожане не получают их вовсе. Если вы по каким-либо причинам не успели рассчитаться по платежке вовремя, представьте любой документ, подтверждающий ваше отсутствие, – пеню не начислят.
- Попытка разобраться в платежах, выставляемых в квитанциях, для горожан заканчивается многочасовыми очередями в вычислительном центре. По телефону же просто невозможно пробиться...
- Хочу принести извинения жителям Владивостока за эти неудобства. Но дело здесь не в нерасторопности специалистов центра. Справочная служба у нас должна работать по тому же принципу, что и другие, к примеру 09. На четко сформулированный вопрос – четкий ответ. Звонящие же рассказывают о проблемах, сравнивают свои платежи с соседскими. Большая часть времени уходит на никому не нужные споры. По многим вопросам, возникающим у населения, стоять в очереди не нужно. К примеру, чтобы получить копии платежек. Кроме того, в ближайшее время готовятся к открытию наши филиалы в Первомайском и Ленинском районах.
Большие очереди у нас начались, когда в январе были разосланы акты сверок по платежам за тепло и горячую воду. Но как бы ни ругались люди, это дело очень нужное. Иначе как проконтролировать, кто кому должен за потребление тепла? Многие задавали вопрос о необходимости включения в акт сверки платежей 1997 года. Но именно в этот год пять месяцев горожане оплачивали тепло по высоким тарифам, которые были отменены только в 1998 году. Нужно было вернуть переплаченные суммы.
- Как складываются отношения центра с ЖЭУ? Иногда просто некогда ехать в центр, чтобы вручить справку, что человек ушел в море, или сообщить, что сына забрали в армию. Как я понимаю, в таком случае должен делаться перерасчет?
- Действительно существует ряд обстоятельств, при которых согласно жилищному законодательству коммунальные платежи пересчитываются. Кроме перечисленных вами сюда относятся выезд за пределы края (в этом случае предоставляется билет) или нахождение человека в больнице (справка из медицинского учреждения). Эти документы можно предъявить через паспортиста вашего ЖЭУ. Если же и поход в ЖЭУ затруднителен, достаточно отправить информацию в вычислительный центр почтой по адресам: Океанский проспект, 30 и Океанский проспект, 70а, приложив заявление в произвольной форме.
- А как быть с дачниками? Многие считают, что, проводя лето на даче, они вправе не платить за ЖКУ.
- Существует список документов, которые мы обязаны принимать для перерасчета. О дачах в нем ни слова.
- Если говорить о перерасчетах, то как быть с недополученными услугами?
- Скажу сразу: нет конкретной услуги - не нужно за нее платить. Здесь за спиной жильца закон “О защите прав потребителя”. К примеру, в доме несколько дней не было горячей воды. Если это произошло по причине остановки теплоисточника, компенсации должны идти за счет тепловых сетей “Дальэнерго”, порыв теплотрассы – отвечают муниципальные тепловые сети. Если вода отсутствовала по причине неполадок внутри системы дома – это зона ответственности эксплуатационников. Однако, как правило, именно ЖЭУ очень неохотно идут на составление актов. Здесь уж нужно не полениться, чтобы своего добиться. Возможно, придется обратиться за справками в комитет по защите прав потребителя. По лифтам. Если у вас не работает кнопка вызова на этаже или возникла другая проблема с лифтом – поставьте об этом в известность обслуживающую организацию. Для жителей Первомайского района это ООО “Юлан”, для остальных ООО “Приморлифтремонт”. Перерасчет сделают, но инициатором его должен быть сам жилец. Не нужно бояться любого платежа, тем более неоправданного. Всегда можно разобраться при помощи специалистов.
- В том числе и по разнице дней перерасчета? К примеру, у меня по теплу пересчитали 10 дней, а у соседа по тому же стояку – 5.
- Это к вопросу о том, почему мы платим за тепло 12 месяцев. Подобная система была введена в 1999 году. Считаю, что для людей с низким уровнем дохода это оправданно, так как не каждому по карману выложить сразу сумму за тепло и горячую воду. К нам обращаются даже те, кто поначалу платил за услуги по факту – в отопительный период. Пишут заявления, чтобы за тепло с них взимали каждый месяц.
- А обратный процесс возможен?
- Конечно. Тем, кому выгодней оплачивать тепло лишь шесть месяцев, следует обратиться в управление муниципального заказа (Океанский пр-т, 30, каб. 9) с заявлением. А что касается разницы дней перерасчета, то здесь все объяснимо – тому, кто платит 12 месяцев, делается перерасчет за 10 дней (5 дней зимнего месяца и 5 – одного из летних, ведь в данном случае сумма оплачивается в два приема), у остальных – за 5.
- Антонина Мичиславовна, раньше сумма перерасчета была крайне незначительна – использовалось древнее постановление, где недополученный градус оценивается в 3 процента.
- В октябре 2000 года приняты поправки к постановлению № 670 от 5 июля 1995 года. Сейчас за каждый недополученный градус снимается 10 процентов.
- Многие читатели “В” интересуются, почему при начислении платы за ЖКУ берется общая площадь квартиры, а не как раньше, когда мы платили по количеству жилой площади. Ведь батареи не стоят, к примеру, в нише, прихожей или в санузле.
- Этот вопрос не ко мне, а к специалистам управления ЖКХ, занимающимся пересчетом тарифов. Вероятно, посчитали, что раз в прихожей температура условно комфортная, значит, за это нужно платить.
- Что означает появление двух квитанций за тепло и горячее водоснабжение в ноябре прошлого года?
- Не то, что мы дважды заплатили за одно и то же. На квитанциях, действительно отпечатанных в ноябре, разные пояснения: одна говорит об оплате за октябрь, вторая за текущий месяц, т. е. за ноябрь. Очень разумный шаг со стороны “Владэнерго”, у которого на тот момент были функции сбыта тепла и электроэнергии - переход на начисление оплаты по факту. Чтобы было понятно читателям, скажу, что прежде всего это удобно для того, чтобы вовремя сделать перерасчет за недополученные услуги.
- Знаю, что много вопросов по платежкам возникает у льготников различных категорий.
- В основном это вызвано тем, что люди не сообщают о том, что эти льготы у них имеются по нескольку лет. По действующему законодательству льгота начисляется не с момента получения, а с момента предъявления соответствующих документов в расчетные организации. Поэтому, получив положенную льготу, следует сразу обратиться в отдел субсидий и льгот района, в котором вы проживаете.
- “Дальэнерго” грозится отменой льгот различным категориям граждан в случае, если эти льготы не будут компенсированы из различных источников.
- Нас об этом в известность еще не ставили. Но мы работаем с этой организацией на договоре. Поэтому если они потребуют от нас не начислять льготы, мы будем вынуждены это сделать. Однако существует право граждан оспорить в суде это действие. Если будет предписание из суда о восстановлении льгот, мы обязаны его выполнить.
- Антонина Мичиславовна, даже когда практически все понятно, все равно очень грустно – как жить, когда тарифы растут буквально по часам?
- Я хорошо понимаю любого жителя края, поскольку нахожусь в таком же положении и вынуждена платить за коммунальные услуги по полной схеме. Однако есть и другая сторона в этой проблеме. Я вхожу в комиссию по работе с должниками за ЖКУ. Могу сообщить, что суммарная задолженность жителей города только за содержание и ремонт мест общего пользования составляет более 32 млн. рублей. Удивляет то безразличие, с которым люди узнают сумму задолженности – порой она зашкаливает за 12-18 тысяч рублей. Получается, люди не платили с 1996-97 годов, но услуги получали.
- И расплачиваются?
- Да, многие. За время работы комиссии получено более 7 млн. рублей за коммунальные платежи прошлых лет, о которых должники по их словам “позабыли”. Тем, кто не может погасить образовавшийся долг по причине временной безработицы, комиссия предлагает помощь в трудоустройстве, в том числе и ремонт собственного подъезда в счет долга. Здесь же отвечу на возмущение жителей по разбитым подъездам. У нас уже есть прецеденты, когда жители сбрасывались и ремонтировали подъезд сообща своими силами. После оформления соответствующих документов жильцам делают перерасчет за ремонт мест общего пользования. Как это ни грустно, но жизнь диктует свои законы – платить за ЖКУ будем больше. Мы же лишь должны сделать все, чтобы суммы, появляющиеся в ваших платежках, были обоснованы и понятны всем.
По сообщению службы пресс-секретаря краевой администрации, комитет по защите прав потребителей администрации края направил обращение генеральному директору ОАО “Дальэнерго” Ю. Лихойде и руководителю Приморского территориального управления МАП России В. Таланцеву о неправомерных действиях ОАО “Дальэнерго” в части уведомления жителей Владивостока о взыскании с них пени при несвоевременной плате за услуги тепло- и горячего водоснабжения. Статья 330 ГК РФ, на которую идет ссылка в квитанции, предусматривает, что основанием для взимания пени является договор или закон. Однако до настоящего времени с горожанами не заключены договоры найма и на техническое обслуживание жилого фонда (нарушения ст. 672, 674, 676 ГК РФ и п. 21 правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 26.09.94).
Специального закона, регулирующего правоотношения в жилищной сфере, пока нет. Действующие нормы Жилищного кодекса РСФСР применяются лишь тогда, когда не противоречат ГК РФ и закону РФ “О защите прав потребителей”.
Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"