Без бумажки я букашка?
Менять старые паспорта на новые, российские будем? Безусловно. Весь вопрос, когда мы это решим делать, сейчас, пока еще время есть, или в самый последний момент? И насколько готовы к потоку граждан работники паспортных столов? Им сегодня не позавидуешь. Но и нам, обивающим пороги в надежде получить главный документ, тоже не сладко. Порой даже получение первого в жизни паспорта вырастает в целую проблему.
Наша постоянная читательница Марина Н., к слову, военнослужащая, вот уже два месяца ходит по кабинетам, чтобы ее дочь получила паспорт. Началось все с того, что у работников домоуправления появились претензии к паспорту Марины. Раньше она с семьей жила на Украине, а потом была переведена в наш город. Есть и прописка, и другие свидетельства ее проживания в России. Но нет вкладыша, без которого она вроде и не гражданин Российской Федерации. А для получения дочерью паспорта необходимы заявление и документ родителя, удостоверяющий гражданство. А еще, как сказали в домоуправлении, заявления детей о желании принять российское гражданство, заверенное у нотариуса. В какой форме, где и как – не объяснили.
И пошло-поехало: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.
Марина отстояла длинную очередь в Первореченском паспортном столе, после чего из кабинета ей указали на коридор: мол, там все образцы документов. Несказанно умен тот, кто после их изучения не задастся дополнительными вопросами. Марина вернулась, к недовольству сотрудников. И потом в течение двух месяцев делала это еще не раз: не хватало то одного, то другого документа. Причем Марина все указания выполняла в точности – себе дороже затягивать процесс. Однако сотрудники паспортного стола не были в этом единодушны с ней, не давали точного ответа на вопрос "Что мне нужно?". И становились все раздражительнее.
Одним вкладышем дело не ограничилось. Маму с дочкой выставили не из одной нотариальной конторы, прежде чем заверили заявление ребенка о желании принять гражданство РФ. "Мы такими делами не занимаемся!" - отвечали практически везде. И никаких разъяснений. Да на них уже никто и не надеялся. Потом оказалось, что заявление требуется от одной дочери – той, которая хочет получить паспорт.
Скоро Марина уже должна получить вожделенные документы, а потом и мужу нужно паспорт обменять – опыт в хождении по инстанциям имеется. Но у нее остается вопрос: “Почему же у нас не могут внимательно выслушать человека и все ему объяснить?” За ответом мы обратились к Татьяне Гуляевой, начальнику паспортно-визовой службы Первореченского района. И заодно проконсультировались по обмену паспортов.
- Татьяна Анатольевна, почему в вашем паспортном столе так трудно идет оформление документации, в то время как во Фрунзенском районе, говорят, с этим нет проблем?
- Приведу для начала статистику. С 1998 по 2000 год мы переоформили 12 тысяч документов, а за два месяца этого года – уже 3 300. Видите, какими темпами идем? Паспортизация будет продолжаться до 2005 года, и до этого времени нам необходимо обслужить более 160 тысяч жителей нашего района. Кстати, во Фрунзенском районе численность населения на порядок ниже. Тем более что мы все отпечатываем на машинке, а не с помощью паспортера, который имеется во Фрунзенском РОВД, специального аппарата, позволяющего быстро оформить большое количество документов. Вносишь информацию в компьютер, она обрабатывается специальной программой, и только успевай паспорта вставлять. На его приобретение требуется 1,5 тысячи долларов.
- Это не единственная проблема, мешающая быстро и эффективно работать, – продолжает Татьяна Анатольевна. - В связи с паспортизацией, а также перерегистрацией граждан СНГ, которые переехали в Россию, объем работ увеличился. А штат остался почти прежним, администрация района отказала нам в помощи кадрами.
Также нет средств на ремонт здания, хотя смета уже составлена. Вы не представляете, что творится в коридоре в дни выдачи паспортов – столпотворение! Мы уже пошли на уступки, приглашаем людей получать документы в субботу, но почему-то основная масса идет в понедельник, среду и пятницу. Увеличить количество приемных дней по паспортизации мы не можем, ведь кроме этого есть много другой работы: регистрация граждан, оформление виз, выдача заграничных паспортов… Для удобства и облегчения работы мы планируем отремонтировать кабинеты, выделить для посетителей холл с наглядной информацией на стендах.
- А что вы скажете о той бюрократической волоките, которая уже стала привычной?
- Понимаете, не всегда мы можем конкретно ответить на интересующий вопрос сразу. В каждом случае – свои нюансы. Особенно сложно военным, переезжающим с места на место, им часто нужно собирать дополнительные документы. И представьте, практически каждый месяц издаются новые постановления, поэтому нам приходится отправлять граждан за новыми справками. Тут нет вины работников паспортного стола.
- С указами понятно, но ведь не они причина грубости, невнимательности и равнодушия сотрудников. Порой заходишь в учреждение с вопросом, а там девушка жует булочку и на каждый вопрос отвечает: “Не знаю”. И непонятно, зачем она вообще сидит на рабочем месте.
- Согласна, не всегда сотрудники бывают вежливы и внимательны. Но на это есть свои причины. Большой поток работы, людей, каждый требователен, хотя зачастую не может объяснить ситуацию. Или попадаются упертые, которым объясняешь одно и то же пять раз, а они не то что не понимают – просто не хотят менять позицию. Недавно я битый час убеждала одного человека, каких называют “лицо кавказской национальности”, что он не является гражданином РФ. Он остался при своем мнении и ушел, конечно, недовольный.
Некоторые посетители не считаются с нашим рабочим временем, буквально врываются в кабинет в обеденный перерыв. Вот и приходится указывать на дверь. Хотя прочитать расписание нетрудно, я думаю.
Все это и создает нервозную атмосферу, и тогда нарушается взаимопонимание сотрудников паспортного стола и людей, которые к нам обращаются. Вообще граждане должны приходить к нам единственный раз - за оформленными документами, но иногда сложности нарушают установленный порядок. Мы всеми силами стараемся улучшить ситуацию: ведем просветительскую работу с населением, сотрудничая с прессой, распределяя в ЖЭУ листовки, в которых доступно объясняем процедуру паспортизации.
От редакции. Как видите, читатели-граждане, нужно быть вежливее, пунктуальнее и организованнее в делах бумажных. Сэкономите время и здоровье – свое и чужое. Впрочем, и работникам различных служб и инстанций следовало бы тщательнее подходить к выполнению своей работы, ведь до правильной организации труда нам еще ой как далеко…
Автор: Марина КРАВЧЕНКО, специально для "В"