Елена Герасимова и ее patchwork

Художник по костюмам Елена Герасимова не любит традиционные показы моделей и высоких кукольных манекенщиц: “Мне нравится одевать обычных маленьких женщин, которых я могу сделать и выше, и стройнее”. А “примеряет” она сшитые вещи тоже весьма своеобразно - посредством художественного воображения “прикладывая” собственные произведения к фотографиям ведущих топ-моделей мира из глянцевых журналов. Результат ей обычно нравится. “Я великий Модильяни!” – говорит тогда Лена сама себе.

3 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №955 от 3 апр. 2001
Художник по костюмам Елена Герасимова не любит традиционные показы моделей и высоких кукольных манекенщиц: “Мне нравится одевать обычных маленьких женщин, которых я могу сделать и выше, и стройнее”. А “примеряет” она сшитые вещи тоже весьма своеобразно - посредством художественного воображения “прикладывая” собственные произведения к фотографиям ведущих топ-моделей мира из глянцевых журналов. Результат ей обычно нравится. “Я великий Модильяни!” – говорит тогда Лена сама себе.

Еще одну запомнившуюся оценку своей работы Лене удалось услышать лет десять назад от весьма скупого на похвалы композитора Виктора Либерского. Увидев платье, которое Герасимова сделала в кабаре “Зеленая лампа” для актрисы Жанны Яцкой, он воскликнул: “Леночка, это шедевр! Тебе теперь не стыдно и умереть!” Умирать Лена не собиралась – ни тогда, когда после 10 лет работы ей пришлось (муж настоял) уйти из театра имени Горького, где она делала костюмы для таких заметных постановок, как “Биндюжник и король”, “Женский стол в охотничьем зале”, ни тогда, когда перестала существовать ее любимая “Зеленая лампа”. Поработав некоторое время с ансамблем “Ритмы века”, для которого она с большим удовольствием придумывала и шила яркие стилизованные костюмы, Лена целиком и полностью посвятила себя индивидуальному творчеству.

Сегодня в ее квартире на Эгершельде, залитой солнцем и белым светом, одновременно и дом, и мастерская. Впервые попав туда, я поняла, что Елена Герасимова – полная противоположность тем людям, которые способны жить в каком угодно хаосе, рождая шедевры чуть ли не на уголке захламленного стола. У Елены все жизненное пространство организовано умелой рукой художника, каждая занавесочка и салфеточка – настоящие произведения искусства, выполненные руками хозяйки. При этом все детали интерьера решены в ее любимом стиле patchwork (пэтчворк), даже потолок в одной из комнат – и тот украшен декоративными лоскутками.

- Когда уже после ремонта по потолку пошла трещина, мне пришлось заклеить ее. А там и до patchwork было недалеко, - объясняет Лена, откуда взялась на потолке россыпь розовых квадратиков разных размеров. Мы пьем чай на кухне, и, рассматривая скатерть на столе, я не перестаю удивляться, как из разных, казалось бы, мало подходящих друг к другу ситцевых кусочков удалось сшить такую гармоничную вещь.

- Что для меня patchwork? Процесс его создания сродни написанию картины, я чувствую при этом такой кураж! – так говорит Лена о выбранной ею раз и навсегда технике. И открывает при этом большой зеркальный шкаф. Одна за другой передо мной появляются вещи, сшитые Леной специально к грядущей выставке в галерее “Арка”, которая состоится в четверг.

- Вещь должна прилипать к коже, а не к шкафу, - считает Лена. И предлагает мне померить черную юбку, при создании которой были использованы, казалось бы, нетипичные для patchwork материалы – гипюр, ткань с люрексом, эластичный трикотаж. В результате – эффект необыкновенной элегантности, а отнюдь не посконной домотканости.

- Patchwork – это всегда импровизация. Невозможно объяснить, как я придумываю вещь, как подбираю ткани. Но когда идея уже отстоялась, то я воплощаю ее “запоем”, не могу оторваться, - рассказывает Лена.

Конечно, она понимает, что ее одежду способен понести в жизнь отнюдь не любой человек. Наверное, нужен особый, созвучный самой художнице склад души. Лена и выставку-то хочет сделать для того, чтобы посмотреть, кому интересны будут ее вещи, кто захочет померить, кто подойдет потрогать руками. Рядом с платьями и костюмами, которые планируется развесить на проволоке, будут еще и салфетки, холщовые мешочки, в которых так удобно хранить хлеб. Плюс к этому керамические изделия, рожденные руками и фантазией еще одной женщины-художницы – Ольги Калюжной. Соединение patchwork и керамики в одной экспозиции представляется вполне оправданным – и та, и другая техника позволяет удивительным образом сохранить энергетику, заложенную создателями в свои произведения.

- Я никогда не хотела бы работать в модной индустрии, где нужно регулярно, один-два раза в год выдавать готовые коллекции, - признается Лена. - Такая работа на потоке меня совершенно не интересует. Мне интересно создавать вневременные вещи, которые на долгие годы остаются любимыми в гардеробе моих женщин.

Автор: Светлана КОСТЕНКО, специально для "В"