ДЦП можно победить

Детский церебральный паралич – это жестокая реальность, которая приходит к человеку с самого рождения. Родители не перестают спрашивать себя, за что их семье послано такое наказание. Долгое и порой безуспешное лечение выбивает из-под ног почву. А разнообразные методики не дают угаснуть надежде – ребенок сможет свободно двигаться.

3 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №955 от 3 апр. 2001
Детский церебральный паралич – это жестокая реальность, которая приходит к человеку с самого рождения. Родители не перестают спрашивать себя, за что их семье послано такое наказание. Долгое и порой безуспешное лечение выбивает из-под ног почву. А разнообразные методики не дают угаснуть надежде – ребенок сможет свободно двигаться.

Маленькая Леночка была прикована к кровати с самого рождения – ножки были согнуты, отказывались ходить, не выпрямлялась рука. Любовь Анисимова, безутешная мама, перепробовала, как ей казалось, все возможное и невозможное. По телевизору как-то увидела передачу “23-й кабинет”, в которой рассказывалось о докторе Валерии Ульзибате и о его чудо-операциях, которые ставят на ноги детишек, больных ДЦП. Решение было принято - Любовь Анисимова повезла 10-летнюю Лену в Тулу.

Хирурги института клинической реабилитации сначала в Туле, а потом в Новосибирске сделали девочке две операции. Положительные результаты были видны уже через месяц. Впоследствии Леночка смогла сделать первые в своей жизни шаги и даже проехать на велосипеде, кроме этого выпрямилась ручка.

Суть метода, разработанного директором Тульского института клинической реабилитологии, заключается в рассечении рубцов в мышцах специальным скальпелем, конструкция которого позволяет выполнять операцию без обширного кожного разреза. Такая операция малотравматична, а это позволяет делать оперативные вмешательства сразу на нескольких рубцах в мышцах. Причем шрамов после этого практически не остается, только небольшая точка, как от укола.

По сравнению с традиционными методиками этот метод снижает продолжительность послеоперационного восстановления от одного дня до двух недель в зависимости от сложности операции, а также сводит до минимума вероятность рецидива. Больных избавляют даже от косоглазия. Этот метод пользуется довольно большой популярностью. Только в Новосибирске прооперировано 2244 местных и иногородних больных. А в сентябре прошлого года туда приезжали 38 приморских детишек. Очередь на прием занимают даже иностранцы.

Конечно, операция стоит денег, и цена постоянно растет – в прошлом году за одну операцию брали 4,5 тысячи рублей, сейчас около семи. Прибавьте к этому еще дорогу до Новосибирска, хорошо, если кому-то ее оплачивают по инвалидности. Вот и пришло в голову Любови Анисимовой пригласить специалистов в Большой Камень для проведения операций. Для приезда в Приморье уже практически все готово. Из института клинической реабилитации пришли все соответствующие документы - разрешения, сертификаты, дипломы. В Большом Камне удалось подыскать специальное помещение, где смогла бы разместиться операционная. Необходимости в палатах для стационарного лечения нет, так как уже через три часа после операции ребенка можно забирать домой. Чтобы бригада из девяти человек приехала в Большой Камень, нужно собрать группу минимум из 25 человек. Пока нашли только 17 желающих испробовать новый метод. По телефону во Владивостоке 224-951 вы можете узнать, как происходит набор.

Однако не стоит сразу же без оглядки решаться на какие-то действия. Как и у любого оперативного вмешательства, у метода Ульзибата имеются противопоказания. Например, тяжелые состояния больного, непереносимость местных анестетиков, хронические заболевания. В любом случае перед операцией потребуется консультация врача.

И тем не менее, чтобы получить поддерживающее лечение при ДЦП, далеко ехать не надо. Во Владивостоке есть медицинские центры, занимающиеся этим заболеванием. Врачи медико-социального центра восстановительного лечения детей “Альтус” считают, что метод Валерия Ульзибата нельзя применять абсолютно ко всем детишкам, больным ДЦП. Ведь невозможно всех людей, страдающих от одного недуга, вылечить одним и тем же медицинским препаратом. К каждому ребенку должен быть индивидуальный комплексный подход, который включает массу процедур: физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК. Необходима работа опытных психологов и психиатров. Свой центр они сравнивают с подводной лодкой, где ошибка одного может стоить гибели экипажа, то есть какому-то конкретному ребенку не будет оказана необходимая помощь. А это, в свою очередь, загубит работу всех остальных.

- Преимущество хирургического вмешательства заключается в том, что удается добиться быстрого результата, - говорит Сергей Осмоловский, главный врач центра. – Причем это может быть не положительный, а стойкий отрицательный результат. Что сделано во время операции, то и останется. Потом будет трудно что-либо исправить. К тому же далеко не всем больным может быть показан именно такой способ лечения. То есть иссечение мышц не принесет положительных результатов, необходимо воздействовать на кору головного мозга. Такой метод тоже существует.

В то же время врачи “Альтуса” уверили, что они не против познакомиться с методом рассечения мышц Ульзибата, и с большими удовольствием встретятся с его хирургами, если те приедут в Приморье. При этом группу детей для подобной операции должны отбирать специалисты, а не мать излеченного ребенка, утверждают врачи.

Бесспорно, каждая новая методика вызывает шквал откликов - как положительных, так и не очень. Кто-то считает Ульзибата обыкновенным коммерсантом, режущим за деньги всех без разбора. Кто-то его боготворит за то, что он поставил на ноги ребенка, вернул его к жизни. Время покажет, сможет ли его метод привлечь на свою сторону и приморских врачей.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"