Моя педагогическая философия

Мир образования... Он густо населен сотнями миллионов людей - детей и взрослых, молодых и зрелого возраста. В каждый исторический момент существования этот мир являет собой культурный срез человеческих цивилизаций, связывая даль прошлого, реальную данность настоящего и достойное человека будущее.

30 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №954 от 30 март 2001

Мир образования... Он густо населен сотнями миллионов людей - детей и взрослых, молодых и зрелого возраста. В каждый исторический момент существования этот мир являет собой культурный срез человеческих цивилизаций, связывая даль прошлого, реальную данность настоящего и достойное человека будущее.

Школа, как основа любой образовательной системы, решает, с одной стороны, остроактуальные задачи, а с другой - стоит над конъюнктурной сиюминутностью. Станет ли школа точкой опоры в жизни детей? Захотят ли они когда-нибудь повторить за поэтом: “В начале жизни школу помню я...”?

Каждое общество вырабатывает собственные установки по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Глубоко убеждена в том, что все стратегии будущего начинаются сегодня в школе. Увы, благополучие гражданина не является целью нашего государства и правительства. Так и ученик в нашей школе - не цель, а средство для достижения самых разных целей самой школы. Прискорбно это понимать... Ибо в будущем всегда нужны творческие и интеллектуально развитые люди, способные быть авторами собственной жизни.

Они приходят ко мне маленькими, доверчивыми, с широко распахнутыми глазами пятиклассниками. Первый урок географии... Нечто новое для них, пока не изведанное. Я вижу в их глазах живой интерес, желание учиться. И всякий раз понимаю, что главное для меня, чтобы этот интерес не угасал.

Школа - островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний... Так хочется поставить восклицательный знак! Но, увы, просится скорее вопросительный.

Вызвать интерес, увлечь идеей общего дела, думаю, можно через создание творческой атмосферы на уроке. Потому я и люблю свой предмет, что он позволяет совмещать профессию учителя и волшебника.

Роль пассивного слушателя детей уже не устраивает, и я очень рада этому. Гораздо интереснее и увлекательнее приобретать знания самому. Но при этом я-то знаю, что это “самому” происходит под моим чутким руководством, т. е. руководство процессом познания должно быть ненавязчиво.

Мне чрезвычайно повезло в жизни. Сегодня я вспоминаю, как пришла устраиваться на работу в среднюю школу Владивостока № 13. Немного смущала цифра. Но оказалось, что я не ошиблась, когда отвергла суеверия, и это число оказалось счастливым. Я никогда не смогла бы стать Учителем года Владивостока, если бы не помощь и поддержка моих коллег, директора Валентины Гавриловны Катковой, и самое главное - поддержка моих учеников. Их незримое, а иногда и зримое присутствие я ощущала на всех этапах конкурса. Говорят, что престиж учительской профессии сегодня снижается. Я с трудом верю в это, когда общаюсь с моими коллегами, участниками городского конкурса, творческими, интересными, необычными педагогами.

Каждый сентябрь новые ученики садятся за парты и открывают для себя загадочный мир географии на обычном (или необычном) школьном уроке. Это урок, где торжествуют мысль, творчество, дружеское участие.

Школьные звонки отсчитывают уроки и перемены, стремительно летящие учебные четверти, годы. И в этой сутолоке лет есть моя чудесная школа и мои ученики, которые, застенчиво улыбаясь, кладут на учительский стол тетрадный листок: “Это Вам, Ольга Викторовна”. Стихи...

Я люблю свою работу и мне хочется быть учителем!