Наружная реклама: щит и срам
“Мир, труд, май” – плакат с этими праздничными словами, упав с одного из зданий в центре Владивостока, убил молодого человека, который случайно проходил мимо. Было это в середине 70-х, и мало кто помнит об этой трагедии, разве что семья погибшего. Щиты и плакаты, которые сегодня в большом количестве населяют город, никому на голову, к счастью, не падают. Они “убивают” нас более изощренным способом - медленно, но от этого не менее мучительно.
“Мир, труд, май” – плакат с этими праздничными словами, упав с одного из зданий в центре Владивостока, убил молодого человека, который случайно проходил мимо. Было это в середине 70-х, и мало кто помнит об этой трагедии, разве что семья погибшего. Щиты и плакаты, которые сегодня в большом количестве населяют город, никому на голову, к счастью, не падают. Они “убивают” нас более изощренным способом - медленно, но от этого не менее мучительно.
Гигантские бутылки вредоносной буржуйской “шипучки”, устрашающего вида пачки сигарет размером с 9-этажный дом, разговаривающие по телефону люди с лицами пластмассовых манекенов – кажется, они с иезуитской улыбкой готовят заговор против нашего города. Опутывают его сетью безвкусной наружной рекламы, чтобы, выглянув в окно или притормозив на светофоре, мы не забывали, в какую эпоху живем - в эпоху становления дикого русского рынка, который в свою очередь порождает такую же дикую рекламу.
И это ведь только кажется, что всему виною проклятый Запад, который мы уже второй десяток лет бездарно копируем. Как раз готовая западная рекламная продукция солидных фирм обычно бывает высоких эстетических качеств – достаточно вспомнить рекламные щиты кофе “Нестле”, появившиеся на наших улицах еще в середине 90-х. Симпатичные люди пили что-то вкусное из красных кружек, и вроде как на улице становилось от их довольного вида немножечко веселее. Но так бывает не всегда - сегодня, например, город “украшают” странного вида мужчины и женщины, которые с рекламных щитов сигарет “Винстон” вопрошают: “Разве я не ценю качество?” Им хочется ответить какую-нибудь гадость.
Нет, дело даже не в том, что табачная и алкогольная реклама плохо влияет на здоровье нации, ведь русскому здоровью такие мелочи не помеха. Вопрос в том, как даже эти гадости рекламировать красиво, тонко и со вкусом. Но мы ведь даже по-настоящему вкусные вещи способны испохабить нашей “наружкой”! Уже который год висит на кондитерской фабрике щит с маленькой девочкой в “голеньком” сарафане - в холодный день на нее больно смотреть. Да и лицо у нее не шибко довольное - может, конфетами объелась?..
Мы все уже точно объелись рекламой с нечитаемыми из-за неправильно подобранных шрифтов надписями, с негармоничными цветовыми решениями, с несимпатичными лицами. А ведь в нашем городе есть немало людей со специальным образованием, которые должны, по идее, знать, как это все сделать правильно и профессионально. Марина Козинцева, председатель Приморского отделения союза дизайнеров России, вспоминает, как еще два года назад студенты дизайнерского факультета ВГУЭС проводили специальные исследования наружной рекламы, разрабатывали конкретные рекомендации, где и как в нашем городе было бы оптимально разместить тот или иной вид “наружки”. На кафедру дизайна пригласили тогдашнего главного художника города, разложили планшеты, долго ждали, но у художника-чиновника оказались какие-то более неотложные дела.
Сегодня у нас и должности-то такой нет - главный художник города. Обходимся лишь главным архитектором. Вот недавно, практически в начале февраля, специальное муниципальное учреждение образовалось – Информационно-аналитический центр называется. Его директор Андрей Шестопалов как раз и будет командовать “наружкой”. Пока его задача – все объекты рекламы пересчитать, хозяев каждого найти и арендную плату заставить платить, чтобы бюджет города пополнялся. А то развелось у нас за последние годы много бесхозной рекламы – документации на нее нет, кто разрешил ее ставить – непонятно, и в чей карман денежки рекламодателей утекли – тоже неясно. С такими ничейными объектами предполагается разбираться решительно – вплоть до демонтажа дорогостоящих конструкций.
Андрей Валентинович хоть и не художник, но, к чести своей, понимает, что без тесного контакта с профессионалами вопросов эстетического благообразия города никак не решить. “Мы готовы сотрудничать с дизайнерами, заключать договоры на разработку концептуального ансамблевого решения конкретной улицы или автомобильной трассы”, - говорит он. Потому как сегодня отдел дизайна и рекламы городской среды, существующий при городском управлении архитектуры, занимается скорее техническими согласованиями каждого объекта, чем оценкой его с эстетической точки зрения. На каждый щит или иную рекламную установку оформляется целая кипа документов, в которых прорабатывается масса моментов: чтобы при укреплении щита не были задеты подземные коммуникации или провода высокого напряжения, чтобы щит не загораживал дорожные знаки. Все это, вне всякого сомнения, жизненно важные вопросы, но ведь так хочется, чтобы в конце концов все было не просто надежно, но и красиво!
Сергей Легкий, директор крупного рекламного агентства AG-Grup, считает, что местная наружная реклама и так уже прошла стремительный путь развития от грубо сколоченных непонятно из чего конструкций до создания высококачественных рекламных поверхностей, которым не страшны ни местные ветра, ни проливные дожди: “Самое главное, что и наши заказчики стали понимать, что наружная реклама – это важная составляющая часть их успеха на рынке. Если в 96-м году нам запросто могли сказать что-то типа “ну вы нарисуйте эскиз, а мы посмотрим, понравится – заплатим”, то теперь люди готовы платить деньги даже за разработку имени компании”, - рассказывает Сергей Вячеславович.
Да, с названиями у нас тоже часто неувязочки получаются – то магазин “Майком” назовут (то ли майку имели в виду, то ли Майкла), то строительную компанию “Косандрой” (к предсказательнице отношения не имеет). Нам бы с русским языком для начала разобраться, а уж потом с дизайном окружающей среды. Но если среда эта не станет гармоничной, она будет опасна не меньше, чем плохо приколоченный первомайский транспарант.
Автор: Светлана КОСТЕНКО, "Владивосток"