Ну, что, старушечка, поехали кататься?

Во владивостокских “маршрутках” льготных мест хватит на всех... “Для ветерана место есть?” - пожилая дама просительно смотрит на водителя автобуса. “Нет, у меня уже двое льготников сидят”, - разводит руками тот. Дама отходит в сторону. Но у нее тут же находится защитник - старший контролер муниципального управления городского пассажирского транспорта (МУГПТ) Эдуард Марценко.

27 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №936 от 27 февр. 2001
Во владивостокских “маршрутках” льготных мест хватит на всех... “Для ветерана место есть?” - пожилая дама просительно смотрит на водителя автобуса. “Нет, у меня уже двое льготников сидят”, - разводит руками тот. Дама отходит в сторону. Но у нее тут же находится защитник - старший контролер муниципального управления городского пассажирского транспорта (МУГПТ) Эдуард Марценко.

“Это ты что такое выдумал? Забыл разве, что количество льготных мест в “маршрутках” любого рода сейчас не ограничивается?” - возмущается Эдуард Владимирович. Он с водителями по-свойски, на “ты”: знает едва ли не каждого. Еще бы, с утра до вечера на службе - работу “маршруток” администрация контролирует жестко.

“А вы не робейте, садитесь в автобус”, - приглашает Марценко опешившую бабулю.

Вот уже час мы с Эдуардом Владимировичем месим грязь на площади Луговой. Рассказывая о транспортных проблемах, он продолжает работать - освобождает проезд, проверяет у водителей билетно-учетный табель: есть теперь у перевозчиков такой документ. В нем - номера билетов, “открывающих” и “закрывающих” каждый рабочий день. По ним проверяется, сколько пассажиров выложили свои “пятаки” в кассу предприятия и соответственно в бюджет города.

“Но в этом деле нам очень нужна помощь и самих пассажиров, - говорит Марценко. - Обязательно требуйте билет. Водитель или кондуктор должен вас обилетить в течение одной остановки. А не при выходе из автобуса. К сожалению, большинство из нас торопится или не придает значения столь важной “мелочи”, как билет”.

Автобусы подъезжают беспрерывно, тесня друг друга. На площади буквально не протолкнуться. Машины, люди,… перенаселенность площади Луговой стала серьезной проблемой, и власти готовятся ее разрешить - основательно и надолго. Сейчас идет обустройство площади, и в скором времени на другой стороне дороги появится остановка для маршрутов “двойки”, “тройки”, “одиннадцатого”. “Так что здесь станет просторнее, - говорит Марценко. - И людям удобство, и водителям гораздо меньше волнений”.

Самая большая проблема, которую приходится решать инспектору Марценко, как, впрочем, и всему управлению городского пассажирского транспорта, это взаимоотношения пассажиров и водителей-кондукторов. Грубость, хамство, увы, стали визитной карточкой ряда предприятий. Особенно много нареканий было на 64-м маршруте.

Последствия одинаковы - от запрета выходить на линию до увольнения нерадивых служащих. Руководители фирм-перевозчиков обычно все предписания МУГПТ выполняют без проволочек.

Единственно, в чем сложно пока найти консенсус, это “льготный” вопрос. И речь тут не столько о бабульках, сколько о представителях иных социальных групп. А их ни много ни мало - больше двух десятков. Льготами пользуются налоговые инспектора и налоговые полицейские, прокуроры и таможенники, офицеры и милиционеры.…

Когда городская власть приняла решение ограничить количество льготных мест в “маршрутках”, прокуратура внесла протест. И теперь по закону воспользоваться услугами автобуса могут хоть 10 льготников сразу.

Тут уж невольно пожалеешь водителей: смогут ли они в таких условиях что-нибудь заработать? Знающие люди, однако, не сомневаются - смогут. Во-первых, даже не в самый удачный день водитель “маршрутки” получает 400-500 рублей! Во-вторых, наши старики так устали от хамства и злобы этих явно не самых бедных людей, что лишний раз и не рискуют сесть в “маршрутку”. Себе дороже.

Впрочем, немало и тех, кто не боится отстаивать свои права. С каждой жалобой МУГПТ разбирается, будьте уверены.