Приморскую тайгу стали охранять еще бдительней
Приморское крайохотуправление, призванное охранять в нашей тайге зверя и птицу, в последнее время предприняло очередные шаги по борьбе с браконьерами. В конце минувшего года в его структуре создан краевой специализированный отряд, в состав которого вошли семь региональных групп по борьбе с браконьерами.
Сегодня эти меры уже начинают давать свои первые результаты. Как сказал начальник Приморкрай-охотуправления Игорь Суслов, в два раза возросла результативность работы охотинспекторов, больше составляется протоколов, увеличились суммы штрафов, налагаемых за нарушение правил охоты.
Руководит новой структурой главный специалист управления, командир краевого специализированного отряда Юрий Зайцев. Его уже много лет одинаково хорошо знают не только практически все охотники края, но и браконьеры. Последние стараются держаться подальше. Юрий Михайлович долгое время возглавлял оперативный летучий отряд управления по борьбе с браконьерами. Практически каждый месяц выезжали они в многодневные таежные рейды по районам. Но вот теперь его мечта - “накрыть” все охотничьи угодья, создав сразу несколько базирующихся в разных районах групп охотинспекторов, - сбылась. Сейчас в составе отряда в районе Дальнегорска действует “Северная” группа, “Западная” отвечает за порядок в лесах Дальнереченского и прилегающих районов. “Восточная” базируется в Кавалерово, “Южная” контролирует шкотовские охотугодья и юг Приморья. “Центральная” работает вокруг Уссурийска. Группа “Леопард” призвана охранять не только заказники “Барсовый” и “Борисовское плато”. Входящие в нее охотинспектора имеют полномочия бороться с браконьерами и на сопредельной территории. Группа “Бикин” контролирует весь бассейн одноименной реки. Вообще же любая входящая в отряд группа может работать не только на условно отведенных ей охотугодьях, но и по всей территории края, в любом самом отдаленном уголке. Что в общем-то и происходит. Недавние совместные рейды, например, по Ханкайскому, Пограничному и Хорольскому районам, показали эффективность таких “наездов”.
Уже несколько лет как территория края, пригодная для ведения охоты, поделена на самые разные охотугодья, которые взяты в аренду различными юридическими лицами. Они обязаны не только предоставлять охотникам возможности для охоты, но и организовывать собственную охрану, следить за порядком. По мнению Зайцева, с последним у арендаторов дела обстоят плохо.
Поэтому по-прежнему вся надежда на охотинспекторов управления. Полномочия у отряда большие. Его члены в соответствии с законом имеют право останавливать и досматривать автомобили, изымать незаконно добытую охотпродукцию, оружие, документы и другие предметы, относящиеся к незаконному производству охоты. Охотинспектора в случае явной угрозы их жизни могут применять спецсредства и оружие.
И все же, считает командир спецотряда, предупреждения, штрафы, а они могут доходить до 10 МРОТ, а для должностных лиц и до 20 МРОТ, лишение права охоты до трех лет - не самоцель в борьбе с нарушителями. Главнее профилактическая работа, предотвращение нарушений. На профессиональном языке это называется увеличением площади соприкосновения инспекторов и охотников. А проще - надо чаще встречаться, бывать в охотугодьях.
Раньше охотинспекторов управления в тайге часто путали с членами другого отряда - “Тигр”, который охраняет краснокнижных животных и относится к другой федеральной структуре - комитету природных ресурсов по Приморскому краю. У “тигров” как-никак за спиной иностранные фонды, финансирование. Теперь, уверен Зайцев, их отряд будут узнавать сразу. Сумели экипироваться в единую форму, разработали свои официальные знаки отличия, нашивки. Теперь вот дело за тем, чтобы разрешили использовать необходимые спецсигналы на автомобилях и оборудовать ими машины.
Про зарплату командир говорить не стал, она у охотинспекторов маленькая.
С началом года все группы отряда вновь в “соприкосновении”. И кто бы ни встретился им в тайге - банальный браконьер или любитель незаконно поохотиться в погонах и при власти, - спуску не будет.
Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"