Мы "сделали" Kitty Hawk!
Для людей в погонах, охраняющих дальневосточные рубежи России, это событие в уходящем году стало главным … На самом деле случилось это достаточно давно – еще в середине октября, но наши вполне благоразумно не спешили хвастать; американцы же стыдливо молчали, пытаясь поначалу делать вид, что ничего не произошло.
Собственно говоря, особенного действительно ничего не произошло – просто наши летчики доказали свое превосходство над американской палубной авиацией, по праву считающейся элитой вооруженных сил США.
…В октябре уходящего года американская ударная авианосная группировка во главе с базирующимся на японскую базу ВМС Йокосука атомным авианосцем Kitty Hawk вышла на маневрирование в Японское море. В состав ордера входили также крейсер УРО (управляемого ракетного огня), другие корабли боевого охранения и обеспечения, подводная лодка. Подобные маневры в последнее время стали довольно регулярными, и в относительной близости от российских берегов – в нейтральных, естественно, водах - американцы практически чувствовали себя как дома.
В те же дни в соответствующих российских штабах – от Москвы до расквартированного в Приморье соединения ПВО – началась проработка конкретно поставленной задачи. Это только дилетанту может показаться, что все осуществляется стремительно и на простом исполнительском уровне: отдается приказ, летчик взлетел, обнаружил объект, условно его уничтожил, приземлился, доложил, получил благодарность. В реальности же все несколько сложнее, особенно учитывая современные средства космического и радиоэлектронного слежения. Добавим и то, что у американцев существует своеобразный стандарт: как только бортовые РЛС засекают воздушную цель, "Фантомы" палубной авиации наводятся на нее, встречают на рубеже 100-120 километров и ближе подойти к конвою уже не дают.
Радиолокация, конечно, великая штука; но ведь еще существуют и военная хитрость, и "домашние", штабные разработки. Не случайно в разговоре с корреспондентом "В" командир одного из расквартированных на юге Приморья полков истребительной авиации ПВО полковник Равиль Ибатуллин подчеркнул, что именно тщательнейшая наземная подготовка, слаженная работа всех служб и подразделений соединения ПВО помогли успешно решить поставленную задачу.
- 12 октября от взлетной полосы аэродрома полка ПВО с ревом оторвался истребитель "Су-27", ведомый гвардии майором Станиславом Косоуровым. Его разведывательный полет и "работа" в районе "объекта" показали, что задача вполне выполнима. Еще через пять дней, 17 октября, один за другим ушли в небо еще две "cушки" под командованием гвардии майоров Дмитрия Казаринова и Владимира Карпенко. В условленное время и в условленной точке над океаном они встретились с другой парой самолетов-разведчиков "Су-24", взлетевших с одного из аэродромов в центральном Приморье. Здесь пары переформировались по принципу "разведчик – истребитель прикрытия". А еще через несколько минут первая пара, в которой роль прикрытия выполнял Казаринов, с ревом прошла в нескольких сотнях метров от рубки Kitty Hawk.
Понятно, что американцы успели засечь наши самолеты уже на подлете, и вслед за ними от взлетного стола авианосца оторвался – “сопровождать” – F-18 Hornett. Они его за собой и увели; и, когда минутами спустя над авианосцем прошла вторая пара (прикрытие – гвардии майор Карпенко), “сопровождать” их уже не взлетел никто. Смысл?..
Сказать, что американцы испытали шок – значит не сказать ничего. Повторный шок они испытали спустя месяц – когда на официальный электронный адрес американского атомного авианосца наши военные переслали электронное почтовое сообщение, в котором содержались детальные фотографии палубы авианосца с комментариями на русском (! - Ред.) языке. Только после этого официальный представитель Пентагона Кен Бейкон публично признал факт “условного уничтожения” Kitty Hawk. Его заявление вынужден был подтвердить и представитель американских ВМС адмирал Стивен Пьетрапаоли, добавивший, что теперь в практику боевой подготовки военно-морских сил США будут внесены существенные коррективы. Уважаемый адмирал и не смог бы избежать подобных объяснений, учитывая, что к этому моменту американские газеты и телеканалы достаточно активно обсуждали ситуацию с “условной потерей” одного из лучших авианосцев – факт для гордой нации, мягко говоря, весьма болезненный, особенно на фоне многочисленных публикаций в американской прессе о якобы полной недееспособности российских вооруженных сил.…
-…...Надоели все эти разговоры о развале нашей армии, - говорил гвардии полковник Ибатуллин, когда мы общались с ним и тремя гвардии майорами в помещении дежурной службы полка ПВО. – Конечно, никто не собирается закрывать глаза на существующие у нас проблемы. Но наивно было бы считать нас беззубыми. Посмотрите на этих ребят – по возрасту (а у нас в полку средний возраст офицеров 27 лет), по году выпуска из училища они относятся уже к летчикам постсоветской школы. И к ним в отличие от “летунов” предшествующих поколений кое-кто позволяет себе относиться пренебрежительно. Не советовал бы этого делать.… Да, это факт, что в последний раз подобные боевые задания, как с Kitty Hawk, выполнялись в конце 80-х. Но, с другой стороны, я не могу сказать, что вот эти – октябрьские – вылеты относятся к категории чрезвычайной сложности; наши летчики готовы и к выполнению куда более сложных заданий.
Истребительный полк ПВО, о котором идет речь, - один из старейших в российской авиации, недавно отметил 82-ю годовщину. Создан был в самом начале гражданской войны и одно время входил в состав 25-й дивизии, которой командовал Василий Чапаев. Другой любопытный факт – во время Великой Отечественной полк не принимал участия в боевых действиях – уже после войны и за другие заслуги получил он звание гвардейского. Звание, которое “за так” не дается. Кстати, и сейчас по итогам года полк признан одним из лучших истребительных полков в составе ПВО Дальнего Востока.
Мы долго и неспешно беседовали, фотограф щелкал своим аппаратом. А в конце разговора я не выдержал и задал главный “шпионский” вопрос: сколько получает летчик истребительной авиации ПВО? Ребята как-то слегка напряглись, но цифру мне все-таки назвали. Я не буду ее здесь приводить, скажу лишь, что это приблизительно в 20-25 раз меньше, чем получают американские пилоты палубной авиации. Но, знать, не только деньги все решают?.. И есть, наверное, еще какие-то понятия и чувства….
Сейчас три гвардии майора – Станислав Косоуров, Дмитрий Казаринов и Владимир Карпенко представлены к высоким государственным наградам. И это, конечно, очень приятно. Но я думаю, что свою главную награду он уже получили.
Они “сделали” Kitty Hawk!
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"