Последний парад наступает?

Такого позора российский флот не знал со времен Цусимы. По сообщениям информированных источников в штабе ТОФ, впервые за многие годы во время празднования Дня военно-морского флота во Владивостоке не будет традиционного парада кораблей.

26 июль 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №822 от 26 июль 2000
 Такого позора российский флот не знал со времен Цусимы. По сообщениям информированных источников в штабе ТОФ, впервые за многие годы во время празднования Дня военно-морского флота во Владивостоке не будет традиционного парада кораблей.

Такого не было еще никогда. Даже в самые трудные времена, даже в годы войны в последнее воскресенье июля корабли флота выходили в парадную линию, горделиво демонстрируя силу и мощь нашей страны. В этом году парадной линии не будет. Корабли не могут выйти в море. У флота нет топлива. Совсем.

Нет, конечно, флотоводцы могли соблюсти все традиции и вывести корабли на буксирах и поставить их на якорную стоянку. Но не рискнули. И правильно сделали. Ведь, не приведи господи, налетит шторм - и корабли, не имеющие возможности завести главную энергетическую установку, попросту выбросит на берег. В самом центре Владивостока. Вот веселья-то охотникам за цветным металлом привалило бы.

Проблема топлива перед Тихоокеанским флотом стоит давно. Отсутствие должного финансирования не позволяет закупать его в нужных объемах. Но до последнего времени как-то обходились.

В этом году ситуация обострилась до предела. В начале года по причине отсутствия топлива командование ТОФ вынуждено было отменить визит отряда кораблей Тихоокеанского флота в Южную Корею. Этого визита в Стране утренней свежести ждали давно. В Южной Корее на него строили расчеты. Но... Утвержденный на самом высоком межгосударственном уровне визит не состоялся. Москва дополнительных финансовых средств не дала, а на флоте и так еле сводили концы с концами.

Чуть позже по той же самой причине командование вынуждено было отменить запланированные широкомасштабные учения с выходом сил и средств ТОФ в открытое море. По причине отсутствия топлива отрабатывать тактику и стратегию пришлось на карте.

Учения на карте могут быть полезны для штабистов. Для рядовых же матросов от них проку никакого. Ведь никакой тренажер, никакие учебные занятия не смогут заменить практических упражнений.

Нынешняя ситуация стала апофеозом позора. Самое печальное, что этого не понимают в Москве.

Основной задачей любого флота мира является демонстрация военного флага своего государства. Прошли времена, когда советский военно-морской флаг гордо развевался в открытых морях Тихого и Индийского океанов. Флот обеспечивал военное присутствие нашей страны в этих регионах. С нами считались, нам отдавали должное.

Сейчас же международный престиж России упал ниже уровня городской канализации. И это правильно. Кто же будет считаться с государством, которое не может обеспечить военно-морское присутствие даже в своих собственных территориальных водах? Кто будет считаться со страной, которая не имеет возможности вывести флот с базы? Ответ верный - никто!

Отцов нации понять можно - им сейчас не до флота. Миллионы ежедневно съедает операция в Чечне, нужны средства на борьбу с олигархами, опять же с губернаторами надо воевать. Проблемы флота в глазах политического руководства страны мелки и неинтересны. Но так ли это?

Изучение тихоокеанского флота США показывает, что американцы имеют в регионе огромное как количественное, так и качественное превосходство. Достаточно сказать, что в составе ТОФ США 55 надводных кораблей I и II ранга. Им противостоят 16 надводных кораблей ТОФ России. Далеко нам до американцев и по количеству крейсеров.

Впервые за многие годы в последнее воскресенье июля я не пойду на гостевые трибуны Спортивной гавани Владивостока, где развернутся главные события празднования Дня военно-морского флота. Не пойду потому, что будет мучительно больно смотреть на все это зрелище, которое местные острословы уже окрестили пиром во время чумы. Не пойду и потому, что мучительно больно будет смотреть на командующего ТОФ адмирала Михаила Георгиевича Захаренко - честнейшего и порядочнейшего человека, не на словах, а на деле переживающего за судьбу флота, человека, который много сделал для флота, но не сумел переломить тупого государственного монстра.

Да, гостевые трибуны, как и в прежние годы, будут забиты высокопоставленными чиновниками. Ожидается вроде бы появление на празднике представителя президента в Дальневосточном федеральном округе генерала Константина Пуликовского. А лучше бы он привез топлива...

Словом, все будет как всегда. Вот только флота - настоящего, океанского - уже не будет никогда.

Да, флот - дорогое удовольствие. Да, его содержание требует огромных расходов.

Приятно, конечно, во время предвыборной президентской кампании выйти в море на ракетном крейсере, провести ночь на подводной лодке. А потом забыть про все обещания....

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"