Налетай - подешевело!

Так можно было бы воскликнуть, сравнив сегодняшние цены на иномарки с ценами двухлетней давности.

5 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №780 от 5 май 2000

Так можно было бы воскликнуть, сравнив сегодняшние цены на иномарки с ценами двухлетней давности.

Но покупательского ажиотажа не наблюдается, хотя в долларовом исчислении машины за это время подешевели почти в два раза! Но доллар-то поднялся в 5 раз, и покупательский спрос за ним не последует. Тот, кто не потратил валюту два года назад, сейчас может сделать это гораздо выгоднее. Престижнейший “Лендкруизер” пятилетнего возраста сейчас ценится в 22-25 тысяч “зеленых”, а раньше стоил 30-35. Менее дорогие машины стали еще более доступны. Комфортабельная “Виста” теперь вместо 5 тысяч долларов стоит 2,5 - не очень большие деньги за хорошую машину-десятилетку.

Парадоксально, но 2 тысячи долларов - та “магическая” сумма, вокруг которой сейчас “пляшут” и продавцы, и покупатели. Причем от марки автомобиля она зависит мало. За эту сумму предлагается и б/п “Старлет”, и “Краун” начала 90-х с “небольшим пробегом”. Ведь эти две машины сильно различаются как по размерам, так и по потребительским качествам! Да и потребление топлива разнится раза в три. Тем не менее продавцы микролитражек дальше снижать цены уже не могут: себе в убыток. А торговцы более крупными машинами цены снизили до уровня покупательского спроса, чтобы не остаться с непроданным товаром навечно. На авторынках сейчас продать машину дешевле, чем досталось самому, - в порядке вещей. Невесело и японцам. Говорят, в пригородах Тоямы из более чем 100 торговавших раньше с русскими моряками автостоянок осталось едва ли 30, остальные просто брошены с ржавеющими на них машинами.

Огороженная территория рынка на “Зеленом углу” поражает обилием дорогих машин, в первую очередь джипов. Встречаются и “Мерседесы”, и “Чероки”, но почти половина площади занята “Крузаками”. Последние даже недавно поднялись в цене на 5 тысяч долларов. Повышенный спрос наблюдается и на “Паджеро” с 3,5-литровым двигателем. А вот спрос на прежде популярный “Террано” уменьшился.

За оградой рынка настоящее море легковушек. Имея 2,5 тысячи, можно выбирать из сотни машин. Нарасхват идут более простые “полторашки” ценой до двух тысяч. Но таких машин мало, утилитарных универсалов тоже почти нет. Предлагают “Калдины” и “Карибы” с улучшенными салонами за 4-4,5 тысячи “баксов”. Но за эти же деньги лучше купить более комфортабельную “Висту” или “Камри”.

В газетах предлагают автомобили “с пробегом” за 500 долларов, и даже ниже, но такая машина потребует значительных затрат, чтобы заставить ее нормально ездить. Обычно год эксплуатации по нашим дорогам снижает цену машины на 500 долларов. Это для автомобилей “среднего” класса. Джипы теряют в цене по тысяче ежегодно. Так что, чем дороже машина, тем невыгоднее вложение в нее денег: назад их не вернешь. К тому же “маленькие” машины дешевле в эксплуатации за счет бензина и смазочных материалов, не говоря уже о резине.

Весна - период относительного оживления на автомобильном рынке. Хотя больше всего машин продается-покупается в сентябре по окончании сельскохозяйственного сезона. Какие машины лидируют по количеству предложений о продаже? Это “Крауны” и те же “Камри/Висты”. Последующие позиции в рейтинге продаж занимают несколько моделей, причем с близкими показателями. “Карины”, “Короны” и “Короллы” были популярны всегда. То же можно сказать о “Марках”. Типично же городские джипы, скажем “Эскудо”, RAV-4 или RVR, не всем кажутся солидными. Многие считают их “женскими” или “пляжными” машинами. Хотя пятилетние “Эскудо” оцениваются в 5,5 тысячи, а за RAV-4 - просят до 7 тысяч “зеленых”.

Предложения подержанных отечественных машин встречаются в газетах так же редко, как, скажем, “БМВ” или “Ауди”. Но в отличие от последних они на рынке не задерживаются. Сказывается низкая цена: около 500 долларов. Видимо, появилась часть автолюбителей, возвращающихся к “Ладам” от подержанных “японок”. И дело не в патриотизме, а скорее, в экономической целесообразности.

“Жигули” при всей своей некомфортности значительно дешевле в эксплуатации и ремонте. Полировка кузова им не требуется, да и само “железо” толще. Масло можно заливать любое (“жигулевское” идет по 15 руб./литр). Перевести на 76-й бензин машину не составляет труда: просто поменять на более толстую прокладку головки блока.

Опять же запчасти дешевле. Сломать машину некорректным с ней обращением почти невозможно: например, электроники практически нет, нет и связанных с подсевшим аккумулятором проблем. Можно просто “толкнуть” машину. Такие соображения и становятся решающими для тех, кто не хочет ходить на работу пешком, а для эксплуатации “Тойоты” зарабатывает недостаточно. Глядишь, если такая тенденция усилится, половина Владивостока будет ездить на “Запорожцах”. Все же будем надеяться, что цены на машины и затраты на их эксплуатацию установятся на уровне, позволяющем считать автомобиль хотя и членом семьи, но младшим, а не самым дорогим, как сейчас.