“Порто-франко” на наши головы?

На днях достаточно авторитетное московское агентство ИМА-пресс распространило сообщение о том, что кандидатура и. о. главы администрации Владивостока Юрия Копылова будет поддержана Кремлем на выборах мэра города, которые намечены на 18 июня. Как стало известно корреспонденту ИМА-пресс из источников в администрации президента, договоренность об этом была достигнута в ходе встречи Копылова и губернатора Приморья Евгения Наздратенко с руководством администрации. Кроме того, в Приморье ждут приезда группы сотрудников Центра стратегических разработок, возглавляемого Германом Грефом. Они намерены на месте изучить предложения и. о. мэра о придании Владивостоку статуса “порто-франко”.

5 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №780 от 5 май 2000

На днях достаточно авторитетное московское агентство ИМА-пресс распространило сообщение о том, что кандидатура и. о. главы администрации Владивостока Юрия Копылова будет поддержана Кремлем на выборах мэра города, которые намечены на 18 июня. Как стало известно корреспонденту ИМА-пресс из источников в администрации президента, договоренность об этом была достигнута в ходе встречи Копылова и губернатора Приморья Евгения Наздратенко с руководством администрации. Кроме того, в Приморье ждут приезда группы сотрудников Центра стратегических разработок, возглавляемого Германом Грефом. Они намерены на месте изучить предложения и. о. мэра о придании Владивостоку статуса “порто-франко”.

Между тем в самом Владивостоке о видении Юрием Копыловым будущего нашего города в статусе “порто-франко” никто и слыхом не слыхивал. Ни глава города, ни губернатор края ни разу в публичных выступлениях здесь, в Приморье, не озвучивали подобной идеи. Что-то похожее проговаривал депутат краевой думы Валентин Логненко в интервью “Российской газете”, но это были лишь идеи, и Логненко не заявлял о необходимости моментального принятия решения превратить Владивосток в “порто-франко”.

Возможно, ИМА-пресс что-то где-то недопоняло, возможно, представители приморской власти используют эту идею только в “экспортном” (московском) варианте, не обсуждая ее пока с населением. Но то, что пока вариант развития Владивостока в режиме “вольного города” абсолютно не проработан, совершенно очевидно.

Мало кто знает, что не только в конце XIX века, но и в первые годы советской власти Владивосток имел статус “порто-франко”. И особого счастья и процветания нашим пращурам это не принесло.

В 1922-1929 гг. Дальневосточный край жил за счет двух кормильцев - маньчжурского транзита и порта Владивосток. Транзит - это железнодорожные перевозки с северо-востока Китая в Японию через территорию Приморья. КВЖД, находившаяся под управлением России, пользуясь льготными тарифами, давала возможность японцам сэкономить, зарабатывая при этом 16 коп. золотом с каждого пуда, а порт Владивосток позволял сэкономить трое суток пути. Именно это обстоятельство позволяло России влиять на курс иены на Токийской бирже и успешно конкурировать в сфере морских перевозок. Растущие объемы перевозок “маньчжурского транзита” позволили ввести режим “порто-франко”. Но было бы ошибочным полагать, что это превращало Владивосток в некий “свободный” порт.

Просто применялся “порто-франко” - вид внешнеторговой сделки, при которой в цену товара включаются расходы по его страхованию и доставке в место, указанное договором. В современных условиях “порто-франко” представляется весьма архаичным и малорезультативным приемом, если под ним не подразумевается нечто иное.

А властям, прежде чем обращаться к Грефу, стоило бы посоветоваться с горожанами. Ибо “вольный город” это совсем не панацея ото всех бед, а иногда и нечто противоположное.

Автор: Владимир ОЩЕНКО, "Владивосток"