Солнечная ягода из Орлеана на Седанке
В это можно не поверить, но факт остается фактом: в пригороде Владивостока до революции росли виноградники, а местное вино пользовалось большим спросом. Василий Кернер выращивал солнечные ягоды на Шаморе, Иван Бухоньков - на Седанке.
В это можно не поверить, но факт остается фактом: в пригороде Владивостока до революции росли виноградники, а местное вино пользовалось большим спросом. Василий Кернер выращивал солнечные ягоды на Шаморе, Иван Бухоньков - на Седанке.
Последний был уроженцем Южного Крыма. Не добившись особого успеха в торговом деле, он, будучи уже в преклонном возрасте (старше 70 лет), решил заняться виноградарством. Арендовал в 1908 году на 12 лет, с разрешения Владивостокской городской думы, участок земли площадью в две десятины вблизи урочища Швейцария (ст. Седанка).
Работа под руководством И. Бухонькова была проделана колоссальная: всю землю перекопали на метровую глубину, выбрали камни, привезли перегной из близлежащего лесного массива, сделали террасы. Виноград выращивали не только в открытом грунте, но и в оранжерее. И результаты были довольно утешительны. Сорта Франкенталь черный и Цайт-Седминг белый, выписанные из Франции, отличались особенно прекрасным вкусом. Отдельные гроздья весили почти 2,5 килограмма.
Правда, неудачи тоже бывали. Так, из 225 черенков ставропольских сортов винограда принялись только 30. Причиной была “тяжелая почва” с большим содержанием глины. Тогда Бухонькову пришла мысль использовать местный дикий виноград как материал для прививки культурных сортов. Помимо винограда Иван Бухоньков выращивал также много фруктовых деревьев, разводил ягодники. К слову, клубнику, ежевику, малину он также выписывал из Франции.
Спросом пользовалось во Владивостоке виноградное вино другого садовода - Василия Кернера. Еще в 1890 году газета “Владивосток” сообщала о том, что он в районе 7-й версты рассадил до 30 тысяч кустов виноградной лозы, выписанной из разных мест, и что вино, которое Кернер получал из местного винограда, стало лучшего качества.
Имеющиеся архивные материалы дают возможность узнать интереснейшие подробности о жизни и деятельности виноградаря В. Кернера. Он приехал в Приморье ссыльным поселенцем в 1885 году (после того, как провел 13 лет на каторге за грабеж отставного рядового).
Активный труд, самоотверженность и старательность раскаявшегося Кернера дали неплохие результаты, но продолжение дела требовало новых затрат. Денег на развитие “производства” у виноградаря не было. Тогда Кернер решил обратиться к приморскому генерал-губернатору барону А. Корфу с прошением: “...прибегаю к Вам, Ваше высокопревосходительство, как начальнику нашего края с почтительнейшей просьбой помочь мне докончить дело, над которым я работаю уже три года. Без средств же дело я должен, к большому сожалению, прекратить. Или же передать свой труд в другие богатые руки... Осмотрев всю ближайшую местность, я нашел падь под названием “Шамора”, которая своим грунтом и местностью, закрытостью со всех сторон... вполне соответствует к разведению настоящих виноградных плантаций...”
В. Кернер получил разрешение на устройство виноградарского хозяйства на Шаморе, куда он переселился в 1890 году. Там были высажены не только виноградные лозы, но и фруктовые деревья числом до 6 тысяч.
Увы, вскоре Кернер умер и все посадки погибли - не было должного ухода. А его наследники - жена Матрена Афанасьевна и шестеро детей согласно решению Приморского областного управления выдворены с этого земельного участка.
Автор: Нелли МИЗЬ, пресс-секретарь Общества изучения Амурского края, специально для "В"