У рыбака одна звезда. Квоты?

Двое суток в середине марта простаивал без дела многочисленный приморский рыболовецкий флот в Охотоморье. Потери - невзятые 28 тысяч тонн икряного минтая на сотни тысяч рублей.

29 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №760 от 29 март 2000

Двое суток в середине марта простаивал без дела многочисленный приморский рыболовецкий флот в Охотоморье. Потери - невзятые 28 тысяч тонн икряного минтая на сотни тысяч рублей.

Свистать всех наверх!

В начале минувшей недели Госкомрыболовство неожиданно для всех - в самый разгар путины - прислало распоряжение на большинство судов российского флота о прекращении рыбалки в западно-беринговоморской, камчатско-курильской и северо-охотоморской подзонах. И это при том, что даже приморские предприятия сумели выбрать квоты всего на 70 процентов (компании с Камчатки, Сахалина, из Хабаровского края и того меньше, остальные территории в основном квотами торгуют).

Под удар были поставлены все рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие фирмы юга российского Дальнего Востока. Ведь чтобы полностью оснастить и отправить в экспедицию средне- или крупнотоннажное судно, необходимо выложить до 1,5 миллиона долларов, не считая стоимости квот и непредвиденных затрат в ходе самой путины. Около сотни траулеров и плавбаз пришлось бы снимать с этого района промысла и направлять на другие участки.

Необходимо заметить, в нынешнем сезоне это уже вторая “подножка” со стороны Госкомрыболовства. До этого специалисты из Москвы также неожиданно выделили на каждое судно именную квоту. Конечно, определенный смысл в таком надзоре за рыбаками имеется. Вот только предупреждать об этом надо заранее.

Чтобы решить неожиданную проблему, во Владивостоке 21 марта собрался на экстренное заседание рыбохозяйственный совет. Он отправил в Госкомрыболовство телеграмму протеста. По своим каналам стал искать пути выхода из кризиса и приморский губернатор. 22 марта из Москвы пришел ответ. Нашим рыбакам продлили промысел на севере Охотского моря до 1 мая. В заливе Шелихова они могут выбрать 40 тысяч тонн минтая. Легкой эту рыбалку не назовешь, поскольку залив еще покрыт льдом, но иного выхода у предприятий просто нет. Непонятно другое, неужели в Москве сидят чиновники, которые не знают, что залив Шелихова до конца апреля находится под ледовым панцирем. Даже сейчас его толщина достигает метра в некоторых местах.

Палуба уходит из-под ног

Для приморских рыбаков, которые на 52 процента заполняют краевой бюджет, основными объектами промысла по традиции являются минтай и сельдь. Так что общая ситуация в рыбохозяйственном комплексе края полностью зависит от выделяемых Приморью объемов при распределении этих видов рыб между регионами Дальнего Востока.

Так, наши земляки еще два года назад после выборки собственных квот на минтае имели возможность работать в счет общебассейновых. Второй год подряд возможности добычи ограничены только выделенными лимитами, а они неуклонно сокращаются. На текущий год краю дали всего 56,8 процента от уровня фактической добычи в 1997 году.

Вторым (после минтая - 72 процента от общей добычи) следует сельдь с ее 16 процентами. И здесь снижение предложенных объемов почти в два раза. Поэтому складывается впечатление, что центр сознательно сокращает рыбалку для Приморья, а с ней и поступления в казну вместе с производством, занятостью населения и уровнем жизни.

Одновременно с ухудшением состояния сырьевой базы северо-западных морей Тихого океана нарастает сепаратизм со стороны администраций Магаданской и Камчатской областей, но особенно Корякского и Чукотского национальных автономных округов. Для сравнения: Магадан получил лимиты на уровне 234 процентов к объемам прошлого года, а Анадырь и вовсе 1113. Если учесть, что у северян практически нет экспедиционного добывающего флота и слабая перерабатывающая база, то можно догадаться, как в тех местах будут распоряжаться квотами. Они их будут продавать рыбакам Сахалина, Приморья, Камчатки.

Аврал!

Не ожидая милости от Москвы, крупные приморские компании - база активного морского рыболовства, холдинговая компания “Дальморепродукт”, Преображенская база тралового флота и другие активно переключаются на неквотируемые объекты промысла. За последние годы в 5,4 раза увеличена добыча наваги, в 1,7 раза добыча камбалы, в 1,8 раза добыча терпуга, в 47 раз добыча морского окуня. В прошлом году выловлено более 100 тысяч тонн лемонемы, сайры и кальмара.

Однако эти виды промысла не могут компенсировать потерь на минтае и сельди. Поэтому их промысел становится убыточным, и компенсировать понесенные расходы предприятия опять-таки могут лишь на крабе или минтае. Не поможет и увеличение объемов лова. Больше вылавливать лемонемы или командорского кальмара нельзя, поскольку рыбаки и так практически полностью выбирают существующие промысловые запасы.

К тому же ставрида, скумбрия, мавроликус, анчоус и некоторые другие виды находятся на большом удалении от мест базирования флота. Было время, когда дальневосточники уходили за тысячи миль от родных берегов на промысел.

Сейчас снаряжать подобные экспедиции довольно рискованно. Тем более что в отдаленных районах промысла последние 10 лет не проводились исследования и ученые не могут гарантировать успешную рыбалку. Тем не менее приморским рыбакам где-то работать надо. И пока в наших водах все активнее хозяйничают иностранцы, дальневосточники собираются к чужим берегам. Такой проект разрабатывают в “Дальрыбе”. Чтобы их послать к берегам Юго-Восточной Азии, требуется порядка 150 миллионов долларов США.

И это при том, что в Японском море в прошлом году квоты были выбраны всего на 52 процента. Это значит, что компании могут развернуть рыбалку и вблизи родных берегов.

Курс на прибрежное рыболовство

Приморье поставляло стране почти половину морепродуктов. Евгений Наздратенко со своей командой взял курс на восстановление традиций и объемов лова. Не случайно в администрации края введена должность вице-губернатора по рыбной промышленности. Такое повышенное внимание стало приносить свои плоды. После кризисных 1995-96 годов не только остановлен спад производства, но и наблюдается развитие отрасли. На 40 процентов возросли объемы производства, большинство компаний погасили долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, сполна рассчиталось со своими работниками.

Разработана и уже внедряется программа по строительству маломерного флота. Так, на заводе “Звезда” в торжественной обстановке состоялась закладка среднего морозильного траулера для компании “Посейдон”. Его приблизительная стоимость оценивается в 3,5 миллиона долларов США, предусмотрена долгосрочная и гибкая система оплаты. Колхоз “Новый мир” также в Большом Камне разместил заказ на строительство пяти малых сейнеров.

Рассматривается участие в программе “Дальзавода”, “Восточной верфи”, других судоремонтных предприятий военно-промышленного комплекса. В качестве инвесторов готовы выступить иностранные компании и совместные предприятия под гарантии краевой администрации. И самое главное - финансовые средства, а стало быть, и налоги остаются в Приморье. Рыбаки получат современные траулеры и сейнеры, поскольку имеющийся флот уже основательно изношен, средний возраст судов перевалил за отметку 15 лет.

Новые суда можно максимально использовать в прибрежной зоне Японского моря и Татарского пролива. Это промысел наваги, красноперки, камбалы, терпуга, сельди, корюшки, некоторых других видов, хотя и не в океанических объемах, но работой обеспечит всех желающих.

Так что у Приморья есть все возможности для возрождения рыбной промышленности. Даже невзирая на помехи со стороны Москвы.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"