Чародеи закулисья

Об актерской профессии пишут много, быть может, незаслуженно забывая, что театр невозможен без слаженной работы многих составляющих. Конечно же, именно актеры и режиссеры остаются центральными фигурами храма Мельпомены. Но как не упомянуть тружеников закулисья, говоря об очередной театральной постановке академического театра им. Горького...

24 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №758 от 24 март 2000
Об актерской профессии пишут много, быть может, незаслуженно забывая, что театр невозможен без слаженной работы многих составляющих. Конечно же, именно актеры и режиссеры остаются центральными фигурами храма Мельпомены. Но как не упомянуть тружеников закулисья, говоря об очередной театральной постановке академического театра им. Горького...

Свет, музыкальное и художественное оформление, бутафория, костюмы, реквизит, административные службы... и так до знаменитой вешалки, с которой, по мнению Станиславского, и начинается театр.

Думается, что редкий юноша с младых ногтей мечтает стать, например, монтировщиком декораций. Впрочем, многие представители технических служб театра попадают сюда случайно. Но если остаются, то надолго. Театр обладает притягательной силой.

В кандейке монтировщиков дымно от выкуренных за день сигарет. Чайник, пепельница, на стенах бодрящие картинки, под ними необъятные кресла, обитые плюшем, явно попавшие сюда из какого-то давнего спектакля. Команда монтировщиков - четверо молодых крепких парней. Неспешно беседуя, перекуривают. А через минут 20-30 опять примутся за работу: надо разобрать декорации, установленные для утренней репетиции, и зарядить сцену на вечерний спектакль, а по его окончании - декорации размонтировать. К 9 утра пришли, после 21 - ушли...

Лет десять назад эту работу выполняли по бригадному принципу двенадцать человек - не напрягаясь. Соответственно и зарабатывали. Теперь нагрузка у монтировщиков - будь здоров. Всю работу делают вчетвером: четко, слаженно, без накладок. Подробности монтирования каждого спектакля помнят как “отче наш”, без записей, перечней подвесных и напольных декораций. Четвертый год работают вместе, а это уже много значит. У каждого за плечами техническая профессия, и это здорово помогает проявить смекалку при установке, крепеже сценической выгородки.

Константин Хамчук пришел в монтировщики из слесарей-ремонтников завода “Варяг”. Он и не предполагал, что надолго осядет в театре. Мало того, даже появится на сцене при полном зрительном зале...

Во время спектакля “Комедия с убийствами” огромная кровать, центральная часть декорации, съехала с вращающегося круга. Благо, актер Татаринцев не растерялся: снял трубку телефона и, не выходя из образа, вызвал бригаду ремонтников для починки кровати. Монтировщиков, среди которых был и Константин, молниеносно переодели в комбинезоны и выпустили на сцену под видом вызванных специалистов по ремонту мебели. Они на глазах у ничего не подозревающих зрителей устранили поломку, получили “на чай” от находчивого актера и удалились. Спектакль пошел своим ходом дальше.

Есть у монтировщиков свои спектакли - любимые и не очень. Чем эти чувства обуславливаются? “Продолжительностью процесса монтировки”, - констатировал Слава Фищенко. Самый “крутой”, по его мнению, “Прощайте навсегда”. Вот уж где наворочено лестниц, фонарей, “мебелей”. Такой спектакль возить на гастроли особенно тяжело. “Это мы приучены помогать гастролерам на нашей сцене, сами же на выезде сталкиваемся с полной безучастностью коллег”, - в подтверждение сказанному Константин вспомнил гастроли в московском МХАТе. Сцена сплошь забита гвоздями, на “штакетнике” груды декораций всех спектаклей сезона, подсобные помещения заставлены под потолок. Натаскались тяжестей, как грузчики в порту. Слава Скоморохин и Саша Марченко утверждают, что нарастили мышечную массу на этих гастролях.

Возглавляет работу постановочной части академического театра драмы заслуженный работник культуры России Анатолий Хоменко. Монтировочный цех и механическое оснащение сцены - его вотчина. Анатолий Дмитриевич в театре 30 лет. Начинал актером после окончания нашего института искусств. Поколесил по театрам страны, вернувшись в Приморье, работал в ТЮЗе. Уж так сложились обстоятельства, что его, как активиста производственного сектора профкома, попросили возглавить постановочную часть. И уже перейдя в актерскую труппу театра им. Горького, не отказался “временно” поучаствовать в работе над грандиозной постановкой “Дети Солнца” в должности завпоста. Дневал и ночевал в театре в ту пору. О своем выборе Анатолий Дмитриевич не сожалеет. Ведь театр по-прежнему смысл его жизни. И его актерское дарование периодически рвется наружу. Вспомнить хотя бы театральный капустник, посвященный женскому празднику, где Анатолий Хоменко с парнями из монтировочного цеха выдали потрясающий вокально-танцевальный номер под грохот аплодисментов.

Почти тридцать лет закулисной жизни за плечами и у Владимира Ломакина - старшего машиниста сцены. “Таких опытных и грамотных специалистов, как Ломакин, единицы в театрах страны”, - не без гордости отметил Анатолий Дмитриевич.

В театре служат 180 человек. Каждый по-своему значим и необходим театру. Не случайно, приходя на спектакль, зрители ощущают гармонию, слаженность работы всех закулисных магов и волшебников. Ведь без их труда не было бы театрального чуда.

Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"