Гибельная Чажма

Пятеро военнослужащих сверхсрочной службы из поселка Дунай были обнаружены вчера утром мертвыми внутри трехотсечного модуля одной из списанных атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, которые находятся в плавучем (сейчас – вмерзшем в лед) состоянии в печально известной бухте Чажма.

22 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №756 от 22 март 2000

Пятеро военнослужащих сверхсрочной службы из поселка Дунай были обнаружены вчера утром мертвыми внутри трехотсечного модуля одной из списанных атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, которые находятся в плавучем (сейчас – вмерзшем в лед) состоянии в печально известной бухте Чажма.

Тела трех мичманов и двух контрактников обнаружил дозор, который охраняет этот мертвый металл. Как сообщили корреспонденту “В” источники в УФСБ по Тихоокеанскому флоту, списанная лодка была полностью, говоря языком специалистов, “зачищена” и не несла какой-либо радиоактивной угрозы.

Местные жители поселка Дунай рассказали нам, что модуль, который стал братской могилой сразу для пятерых военных моряков, был отправлен на отстой в бухту одним из первых, когда на флоте началось списание боевых атомоходов. “Бочка” болталась на воде около 20 лет, но так до сих пор и не дождалась разделки на металлолом. Кстати, по версии, отличной от мнения УФСБ по ТОФ, разделывать эти “утили” с наведенной радиацией не умеет никто в мире - ни мы, ни американцы.

Командование Тихоокеанского флота, получив сообщение о трагедии, вчера же выехало к одному из мест дислокации Приморской флотилии, где находится надводный склад смертельного металла. Командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко также находился вчера весь день на месте чрезвычайного происшествия, аналогов которому не припомнят ни старожилы Дуная, ни опытные офицеры-подводники.

В качестве предварительной оценки причин этой массовой гибели моряков в корпусе списанной АПЛ наши источники называют кислородное голодание. Внутри активно разъедаемой ржавчиной металлической бочки из-за химических процессов часто происходит так называемое выжигание кислорода. Для человека, оказавшегося в такой среде, смерть может наступить незаметно - как при отравлении угарным газом. Очевидно, именно поэтому все пятеро погибли, не успев помочь друг другу.

Все жертвы трагедии имеют непосредственное отношение к охраняемому объекту и работали в службах наблюдения за списанными подводными лодками. Они имели ключи от входного люка, через который и попали внутрь корпуса.

Комиссия, которая создана по факту массовой гибели военнослужащих и ведет расследование трагедии, пока не объявляет о причинах, из-за которых моряки оказались внутри модуля. Однако неофициальные источники практически в один голос утверждают, что моряки могли оказаться на объекте в ночное время для того, чтобы поживиться цветным металлом.

Поселок подводников потрясен произошедшим. Несмотря на все условности, связанные с секретностью объекта, никто в Дунае не скрывает факта этой массовой гибели. Все пятеро жили в поселке вместе с семьями, все они – мужчины в цветущем возрасте (самому старшему не было и 35 лет), шестеро их детей остались сиротами.

Охота младшего состава российского подводного флота за цветным металлом на обслуживаемых им же субмаринах уже не новость для адмиралов и офицеров. Самый вызывающий факт кражи металла с действующего атомохода произошел 26 января 1999 года на базе АПЛ в Видяево на Кольском полуострове, когда матрос срочной службы взломал пункт управления вспомогательной атомной установкой подлодки и похитил 24 риахорты (элементы управления реактором), изготовленные из палладиево-ванадиевого сплава, и продал их старшине-контрактнику с соседней лодки за 1050 рублей.

Тихоокеанский флот пока не оказывался в “списках позора” из-за своих охотников до металла, хотя периодически то один, то другой военнослужащий оказывался замешанным в похищениях металлолома военного происхождения.

Если комиссия установит, что причиной массовой гибели моряков стала попытка похитить цветной металл со строго охраняемого объекта, то в Приморской флотилии помимо траура по бездарно потерянным молодым жизням будут еще и весьма впечатляющий звездопад, взыскания и, возможно, увольнения высших офицеров.

Помимо катастрофического безденежья российских военных моряков и явного безразличия государства к своим вооруженным силам случившаяся трагедия с особой остротой поднимает вопрос об утилизации брошенных субмарин.

Напомним, что помимо таких “зачищенных” модулей на Тихоокеанском и Северном флотах хранится еще около 170 списанных подводных лодок с законсервированными атомными реакторами.

Чья-нибудь глупость, помноженная на халатность офицера, ответственного за охрану таких “микрочернобылей”, может запросто стать причиной еще более масштабной трагедии.

А этих пятерых уже не вернуть…

Автор: Отдел новостей "В", фото из архива редакции