Транзит через весь континент

Наша газета неоднократно рассказывала о проблеме недостаточного использования потенциальных возможностей Транссибирской магистрали.

22 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №756 от 22 март 2000

Наша газета неоднократно рассказывала о проблеме недостаточного использования потенциальных возможностей Транссибирской магистрали.

Казалось бы, какие могут быть аргументы, чтобы и в Европе, и в странах Юго-Восточной Азии предпочитали отправлять грузы друг другу кружным морским путем? И дальше, и дороже, и небезопасно. Но, видимо, у транспортных компаний-судовладельцев свои, причем явно не только экономические интересы. Поэтому некоторые зарубежные партнеры очень любят рассказывать о задержках из-за пограничных и таможенных процедур, о недостаточных гарантиях безопасности и информационного обеспечения Транссиба.

Между тем МПС и ГТК России еще год назад распространили действие упрощенного порядка таможенного оформления и контроля на транзитные товары, перевозимые по Транссибу в контейнерах. Используя квартальные расписания судов на направлениях Япония - Россия и Южная Корея - Россия, разработали графики движения ускоренных контейнерных поездов. В частности, предусмотрено их отправление со станции Находка-Восточная на следующие сутки после прибытия судна и выгрузки контейнеров в порту Восточном.

Нет никаких проблем с информационным обеспечением. Чтобы своевременно извещать грузоотправителей, расписание курсирования судов и время отправления контейнерных поездов есть даже в сети Интернет. Время транспортировки транзитных контейнеров в маршрутных поездах от Находки-Восточной до Бреста составляет 12,5 суток, а до финской границы - 11,5. Соответственно сократились сроки доставки контейнеров в таких же поездах до Берлина, Чопа и других станций.

В целом по сравнению с морскими маршрутами доставка грузов по Транссибу осуществляется на две - две с половиной недели быстрее, в том числе из Японии в страны Европы.

Кроме того, МПС РФ установило сквозные тарифные ставки, предусматривающие доставку груза в контейнере “от двери” грузоотправителя “до двери” грузополучателя. Плюс различные понижающие коэффициенты. В результате стоимость транспортировки по Транссибу 20- и 40-футовых контейнеров минимум на 30 проц. меньше, чем морским путем!

Поэтому, по расчетам аналитиков, в ближайшие годы грузооборот Транссиба должен значительно увеличиться. Ведь ежегодные объемы контейнерных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно превышают 1 млн. контейнеров, из которых на долю Транссиба приходится пока менее 5 проц. Между тем потенциал российских судоходных компаний, дальневосточных морских портов и Транссибирской магистрали позволяет перевозить более 200 тысяч транзитных контейнеров в год.

Консолидировать усилия по увеличению загрузки Транссиба должна созданная недавно российская национальная контейнерная компания, среди учредителей которой значатся порты Санкт-Петербург и Восточный, Дальневосточное морское пароходство, Дальневосточная железная дорога, АО “Совкомфлот” (100 проц. акций которого принадлежит государству) и ряд крупных грузоотправителей. Предполагается, что эта объединенная компания станет крупнейшим национальным оператором транзитных и внешнеторговых контейнерных перевозок по Транссибу из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно.