Семь раз отмерь, один раз... вступи
Кто не знает, что молодежь нынче не та? Другие идеалы, другие интересы, наркотики, дискотеки, секс... К политике новое поколение, считается, совершенно равнодушно. Если голосует - то ногами, если выбирает - то “Пепси”. Ощутив приближение выборов, я решил исправить положение, проявить гражданскую сознательность и пойти по всем партиям - посмотреть, где лучше. Сперва пошел на проспект 100-летия Владивостока в ЛДПР.
Кто не знает, что молодежь нынче не та? Другие идеалы, другие интересы, наркотики, дискотеки, секс... К политике новое поколение, считается, совершенно равнодушно. Если голосует - то ногами, если выбирает - то “Пепси”. Ощутив приближение выборов, я решил исправить положение, проявить гражданскую сознательность и пойти по всем партиям - посмотреть, где лучше. Сперва пошел на проспект 100-летия Владивостока в ЛДПР.
Соколы Жириновского: “Расслабляться не придется!”
Заходим с товарищем в штаб-квартиру либеральных демократов, осматриваемся. Стены увешаны фотографиями бессменного лидера партии в различные моменты его жизнедеятельности. Напоминает иконостасы, только “иконы” поменьше и свечку некуда воткнуть. На самом видном месте - большой портрет Вольфыча то ли маслом, то ли гуашью. В углу - шкаф, наполненный сочинениями его же. Привлекает внимание толстый красочный том, солидно озаглавленный “Политическая классика”.
- Здравствуйте, мы хотим вступить в ЛДПР! - говорим мы нескольким добродушным мужикам, сидящим на стульях и расхаживающим по комнате. Из смежной комнатки выходит парень с печатью нелегкой ответственности на лице.
- Для того чтобы вступить в ЛДПР, нужно следующее: паспортные данные, две фотографии 3х4 и желание.
Тут же в наших руках оказалось по заявлению. Мы их быстренько заполнили, и через минуту нам уже жали руки, вручая новенькие очень симпатичные корочки. Кроме документа каждому дали несколько книжек с сочинениями “отца” партии, плакаты и футболку с соответствующей символикой. Денег не взяли ни копейки.
- Надвигаются выборы, - сказали нам напоследок (дело было в январе), - будем собирать подписи. Так что расслабляться не придется!
Чувствуя гордость за причастность к великим делам и ощущая под сердцем роскошные удостоверения, мы направились на улицу Комсомольскую, где, как можно догадаться, размещается Приморское отделение КПРФ.
ВПШ, горком и первичка
Светлым прошлым пахнуло уже на входе.
- Вам в горком? - спросил вахтер. - Это на седьмом этаже.
И вот мы на седьмом. Нерешительно подходим к двери, на которой висят две таблички: “Горком” и “Агентство патриотической информации”. На стене - идиллическая картина: Ленин читает газету “Правда”, держа в руке непременный стакан с чаем.
Не успели мы постучать в дверь и хоть что-нибудь сказать, как из соседней двери выскочил небольшой круглолицый мужичок. Он с ходу прочитал нам лекцию о состоянии партии. Оказывается, в советское время в партии состояло 19 миллионов человек. Но истинных коммунистов было всего полмиллиона. Примерно столько же и осталось сегодня.
Наше желание пополнить ряды партийцев было, что называется, в точку. Когда мы зашли в горком и спросили, можно ли вступить в КПРФ, нам сказали:
- Не только можно, но и нужно! Только... если уж вступать, то потом не выходить. Предатели нам не нужны.
В течение следующего часа нам доверительно, открыто и доходчиво объяснили, каковы будут наши обязанности. Сначала будет назначен трехмесячный испытательный срок. Затем (при условии образцового партийного поведения и наличии рекомендаций) мы получим вожделенные партбилеты. Членские взносы составляют 1% от дохода. Но для студентов можно его уменьшить до 0,5%.
- Главная ваша задача будет - учиться, учиться и учиться. Учиться быть коммунистом, ну и распространять наши убеждения в своей среде. Остерегайтесь нести отсебятину. Лучше спросите нас. Будут проблемы - разберем, будут вопросы - ответим! Агитация для нас сегодня очень важна. Нам ведь даже не позволяют распространять свои газеты через “Роспечать”!
Наша партия отличается строжайшей дисциплиной. Можно вносить свои предложения, спорить, не соглашаться, но когда большинством принято решение - все! Или соглашайся, или выходи из партии.
Я сидел, с умным видом кивая. Было ощущение, что я попал в прошлое. Пленум, ЦК, горком, научный коммунизм...
- Сейчас мы хотим открыть в городе высшую партийную школу. Выучитесь, получите дипломы. Конечно, сегодня они немного будут значить. Но все-таки моральное удовлетворение - раз, опыт партийного руководства - два, а главное - когда советская власть возродится, этот диплом скажет о вас очень многое.
Мы бесплатно подпишем вас на наши газеты, чтобы вы приучались читать в официальной прессе между строк, мыслить правильно.
Кроме того, можно из вас и из него вот (в помещение горкома вошел паренек. - В. А.) создать первичную партийную организацию. Хотим мы того или не хотим, но мы идем к социализму!
Речи лились и лились. Мне показалось, что я отсюда не уйду никогда...
- А вот и первое партийное поручение - распространить газеты, - продолжал наставник. Моя сумка заметно потяжелела от кипы “Приморской правды”. - Кроме того, вот наш устав, а это... это нужно прочитать и уничтожить.
Я подписался чужим именем и ушел с намерением больше здесь не появляться. Зачем? Люди борются за идею. И на здоровье. Только мне с ними не по пути. Не буду уточнять, как я распространил газеты и что было написано в документе, который нужно было после прочтения уничтожить.
В автобусе на обратном пути раскрыл устав. Тут же со мной заговорила какая-то бабушка:
- В горкоме были? Молодцы!
От “Медведя” к Лебедю
Старинный особняк на ул. Светланской, 52 помнит и военного губернатора Приморской области, и Николая Александровича Романова, будущего императора Николая II, и Совет рабочих и крестьянских депутатов с К. Сухановым во главе. Следуя исторической традиции, в этом здании расположилась проправительственная организация “Медведь”.
Опознавательной таблички на здании почему-то не было, но, заходя наугад в разные двери, я все же нашел “Единство”. Там меня встретили радушно и по-деловому: “Для того чтобы вступить в “Единство”, нужно только желание”. Когда я честно полез за своим паспортом, меня остановили: “Мы верим людям на слово”.
Оказывается, сейчас создается молодежное (от 18 до 28 лет) движение “Единство”, нечто вроде приснопамятного комсомола. Вот туда меня и решили определить. “Чем будем заниматься? Тем, что скажет наше руководство. Будем учиться управлять страной!”
Походить на амбициозную кухарку мне не захотелось, и я ушел.
Пора уже было вступить во что-нибудь молодежное, патриотическое, и тут над моей головой очень кстати завитала тень железного генерала Лебедя. При его Российской народно-республиканской партии существует движение “Честь и Родина”, а при нем, в свою очередь, организуется молодежное отделение. В этот горячий момент я побеседовал с представителем малочисленного ныне активного студенчества, который и занимается созданием данного “лебединого крыла”.
- Молодежь сегодня равнодушна ко всему, кроме своих сиюминутных интересов! - говорил он. - Студенты не знают, какие партии прошли в думу, не представляют себе политических противостояний и соотношений. Первая реакция на предложение участвовать в молодежном патриотическом движении - “А сколько мне за это заплатят?” Многие говорят, что боятся гонений. А в основном отвечают так: “А на фига мне это надо? Делать, что ли, нечего?”
Молодое движение мне показалось симпатичным тем, что не преследовало узкие партийные интересы. Его цель - объединить молодых, показать им, что живем мы все-таки в обществе, а не в отдельных норах, “подключить” к политической жизни, дать опыт общения с “сильными мира сего” и так далее. Партия как таковая отходит на второй план - участники движения могут организовывать клубы по интересам, не имеющие ничего общего с политикой. Но они будут знать, что перед ними уже не захлопнутся чиновничьи двери, что у них есть место, куда можно прийти и поделиться своими проблемами.
Пожелав молодому движению удачи, я отправился в “ЯБЛоко”.
Эх, яблочко...
Представительство “ЯБЛока” обнаружилось в обшарпанном старом доме на Станюковича. Его сотрудники оказались приветливыми добродушными людьми. Расположение к себе я чувствовал во всех партиях, но, например, жириновцев отличало некоторое безразличие, коммунистов - комичная серьезность, возникающая от осознания святости своего дела, “медведей” - дух превосходства. Заполняя же анкету в “ЯБЛоке”, я почувствовал себя на равных с красивой девушкой и не менее симпатичным молодым человеком, которые мне помогали.
Тем не менее к приему новых членов в партии Явлинского относятся серьезно. Правда, даже не заглянули в мой паспорт, но целых полгода я буду считаться лишь кандидатом. Только после этого можно будет любоваться новеньким партбилетом.
Членских взносов не нужно. Партийной работы хватит даже самому заводному “яблочнику”. Хочешь - подписи собирай, хочешь - блюди законность проведения выборов на избирательных участках. А можно размахнуться и шире.
- Говорить публично умеете? Статьи писать? - спросили меня.
- Статьи? - я почувствовал, что краснею.
- Понимаем, нет опыта. Ничего, появится!
Уходил я из “ЯБЛока” с кипой литературы. В очередной раз задумался: сколько бумаги съедают каждые выборы! Листовки, агитки, брошюры, бюллетени... Качество “яблочной” полиграфии, отпечатанной в Москве, было отменным. Кроме устава, предвыборной программы и нескольких других изданий в моих карманах лежали календарики с ясными ликами Явлинского и Степашина и наклейки.
“Вечно ты куда-нибудь вступишь...”
Коллеги меня спросили:
- Ну, что дают? Книги? Книги у нас уже есть... Календарики - хорошо. Все, что ли? Слабовато! Ты найди, чтобы деньги выдавали! Есть такая партия?
Такой партии я не нашел. Говорили, что в представительстве Союза правых сил всем желающим наливают стопку, но отыскать сие славное учреждение я не смог и ничего по этому поводу сказать не могу. Тем не менее знайте: если вам нужны календари, книги и прочая бумажная продукция для своих бытовых целей - смело идите в любую партию, останетесь довольны. Понадобилась футболка из натурального хлопка - это к ЛДПР. Захотелось культурно провести время, послушать лекцию - милости просим к коммунистам. А вообще всевозможных общественных движений у нас, кажется, больше, чем самих граждан.
Да видно, не партийный я человек от природы. Поэтому решил отыскать любителей пива, чтобы отдохнуть от агитации да дисциплины. Может, откликнетесь, любители?
Автор: Василий АВЧЕНКО, специально для "В"