Флот потопили. Остались одни адмиралы

“От русского флота остались одни адмиралы. Флот старый потоплен, а новый ушел по карманам”. Саша Черный. 1905 г. Увы, эти слова актуальны и сейчас. Последние события говорят о том, что нынешний российский флот не имеет возможности обеспечивать паритет сил в регионе. Вследствие этого мы можем потерять с трудом завоеванные позиции в АТР.

11 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №735 от 11 февр. 2000

“От русского флота остались одни адмиралы.
Флот старый потоплен, а новый ушел по карманам”.
Саша Черный. 1905 г.


Увы, эти слова актуальны и сейчас. Последние события говорят о том, что нынешний российский флот не имеет возможности обеспечивать паритет сил в регионе. Вследствие этого мы можем потерять с трудом завоеванные позиции в АТР.

Нестабильный регион XXI века

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играя активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Это обусловлено огромной протяженностью морских границ, площадью континентального шельфа.

Неоспоримо военно-стратегическое значение Мирового океана, оно объясняется сосредоточением в его пространствах большей части стратегических ядерных сил ведущих держав. Но Мировой океан - это не только перспективнейшая область экономической деятельности, но и важнейший фактор геополитики, район неизбежного соперничества и возможного раздела сфер влияния.

По мнению специалистов, в XXI веке океан превратится в основной источник минеральных и биологических ресурсов. Уже сейчас морские державы расширяют свои зоны прибрежного контроля и переходят от традиционной 12-мильной к 200-мильной зоне. Уже в ближайшем будущем велика вероятность раздела Мирового океана на зоны экономических интересов ведущих держав мира. Россия по своему геополитическому положению объективно относится к числу великих морских держав и имеет свои национальные интересы в Мировом океане.

Эти интересы вполне корректны и обозначены: исследование океана, использование его ресурсного потенциала, развитие транспортных коммуникаций, присутствие на морских пространствах и охрана границ, контроль за экологической обстановкой, климатические наблюдения - все это важнейшие для России проблемы.

Защита этих интересов в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона возлагается на Тихоокеанский флот.

Азиатско-Тихоокеанский регион, который практически все отечественные и зарубежные специалисты называют регионом XXI века, крайне нестабилен. Здесь пересекаются экономические, политические и военные интересы индустриально развитых стран - США, Японии, Южной Кореи, Китая, России и ряда других.

Регион является зоной потенциальных конфликтов. Их причины вполне ясны и кроются в отсутствии соглашений о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зон, а также в неурегулированности территориальных претензий.

Велика вероятность возникновения вооруженного конфликта вокруг Тайваня, растет напряженность на Корейском полуострове. Неурегулированность корейской проблемы, где противостояние двух режимов вполне может вылиться в полномасштабную войну с применением самого современного оружия.

Кроме этого очаги международной напряженности продолжают сохраняться в непосредственной близости от Дальнего Востока России. К ним относятся ситуации вокруг архипелага Спратли, Парасельских островов, островов Сенкаку. В этих регионах Россия имеет свои устойчивые политические и экономические интересы.

Зоной потенциальных разногласий остается район острова Сахалин. Реализация международных проектов промышленной разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина вполне может привести к эскалации напряженности в регионе. Равно как и неурегулированность проблем, связанных с судоходством и рыболовством в зоне Японского, Охотского морей и в северо-западной части Тихого океана.

Есть ли русский флот на Тихом океане?

Действительно, влиять на ситуацию в интересах России можно только при наличии сильного, сбалансированного и боеспособного флота. Как выяснилось, обеспечить безопасность наших транспортных коммуникаций флот уже не в состоянии. Об этом говорят последние события, связанные с задержанием российского танкера “Волгонефть-147” в Персидском заливе.

В прежние годы подобный силовой захват российского судна был бы попросту невозможен. Как известно, до последнего времени в заливе постоянно находилась группировка наших боевых кораблей.

Во время конфликта в Персидском заливе с 1987 по 1990 год входящие в состав соединения корабли без потерь и повреждений в 84 конвоях осуществили проводку 169 торговых судов. Только один большой противолодочный корабль “Маршал Шапошников” принял участие в 19 конвоях.

Увы, нынешнее техническое состояние флота и отсутствие должного финансирования не позволяют в настоящий момент держать в регионе крупное соединение надводных кораблей. А это значит, что инциденты, подобные нынешнему, будут повторяться и впредь.

Региональные проблемы требуют постоянного присутствия в АТР крупной группировки сил Тихоокеанского флота.

Для Российской Федерации, как заявил в одном из интервью главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов, наличие военно-морского флота является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения военной безопасности и международного авторитета, национальных интересов в Мировом океане, политико-экономических и оборонных интересов. Увы, нынешнее положение дел говорит о том, что никаких стратегических интересов в АТР у России нет.

Надводные корабли I ранга Тихоокеанского флота России можно пересчитать по пальцам. На Дальнем Востоке в настоящий момент находятся два ракетных крейсера - тяжелый атомный ракетный крейсер “Адмирал Лазарев” и гвардейский ракетный крейсер “Варяг”, четыре больших противолодочных корабля - БПК “Адмирал Виноградов”, “Адмирал Трибуц”, “Адмирал Спиридонов”, “Маршал Шапошников”. Корабли II ранга представлены в основном эсминцами

956-го проекта. Всего же в составе ТОФ 16 надводных кораблей I и II ранга. Притом, что часть из них практически небоеспособна, как, к примеру, ТАРКР “Адмирал Лазарев”.

Атомный ракетный крейсер проекта 1144.2 “Адмирал Лазарев” (по натовской классификации Balcom-1 (Kirov class), вступивший в строй 31 октября 1984 года и обладающий, пожалуй, самым мощным в мире ракетным вооружением, уже более 7 лет не выходит в море, находится в длительном отстое. Оставляет желать лучшего фактическое техническое состояние остальных кораблей, которые, справедливости ради надо заметить, пока еще способны пусть ненадолго, но выходить в море и решать поставленные задачи. Выводятся из боевого состава корабли II ранга. В прошлом году, к примеру, были списаны два корабля проекта 956 - “Осмотрительный”, вступивший в строй в 1984 году, и “Стойкий”, на котором военно-морской флаг был поднят в 1986 году. “Стойкий”, к слову сказать, прошлой весной затонул прямо у причальной стенки в заливе Стрелок.

Эсминцы этого проекта считаются довольно современными кораблями. Это подтверждает и заинтересованность Китая в покупке кораблей такого типа. Осенью прошлого года, к примеру, подобный эсминец, правда, несколько модернизированный, был продан в КНР.

Наряду с плачевным состоянием подводного флота России отсутствие на Тихом океане должных надводных сил ТОФ представляется серьезной проблемой. Прежде всего потому, что Россия оказывается не в состоянии противостоять своему извечному сопернику на тихоокеанском морском театре - Соединенным Штатам.

Изучение Тихоокеанского флота США показывает, что американцы имеют в регионе огромное как количественное, так и качественное превосходство. Достаточно сказать, что в составе ТОФ США 55 надводных кораблей I и II ранга. Им противостоят 16 надводных кораблей ТОФ России. Качественный состав Тихоокеанского флота США также несравненно выше. В то время как два последних российских авианосца - “Минск” и “Новороссийск” еще в 1995 году были отправлены “на гвозди” в Южную Корею, Соединенные Штаты держат на тихоокеанском морском театре шесть авианосцев. Далеко нам до американцев и по количеству крейсеров. Суммарное водоизмещение ТОФ США превышает полтора миллиона тонн, что в три раза больше аналогичного показателя Тихоокеанского флота России.

В прежние времена практически все авианосные ударные группировки (АУГ) противника находились под постоянным контролем советских, а позже - российских подводных сил. Многоцелевые атомные подводные лодки, именуемые охотниками, неустанно следовали за авианосцами противника, имея возможность в случае начала широкомасштабных военных действий уничтожить их. В последнее время от тотального контроля за АУГ противника из-за неудовлетворительного состояния нашего подводного флота пришлось отказаться. Отсутствие необходимого финансирования привело к тому, что большинство атомных подводных лодок России не способно в полном объеме решать поставленные задачи. К примеру, из-за отсутствия аккумуляторных батарей практически выведена из строя многоцелевая атомная подводная лодка проекта 949 “Красноярск”. И таких примеров можно привести множество.

Средства на ремонт и содержание в боеспособном состоянии практически не выделяются. Ни один из указов президента России, ни одно из постановлений правительства по вопросам, касающимся военного судостроения и судоремонта, в должной мере не выполняется - нет финансового обеспечения.

Наряду с резким уменьшением морских стратегических ядерных сил все это приводит к тому, что Россия, не способная по сути защитить свои интересы в регионе, теряет свой авторитет на международной арене. Плачевное состояние флота приводит к тому, что наша страна уже не может решать задачи не то что установления господства в Мировом океане, но удержания завоеванных позиций.

Многие признают, что уже в обозримом будущем Россия может столкнуться с территориальными претензиями со стороны сопредельных государств. Если принять во внимание, что в последнее время истощение ресурсов и нарушение благополучия экономического пространства все чаще становятся важнейшими причинами возникновения политических, экономических, этнических, национальных и региональных конфронтаций между государствами, то существует вероятность, что огромные территории ослабевающей Российской империи, богатые природными ресурсами, могут стать объектами нового передела мира. Что Россия сможет противопоставить противнику?

По оценкам экспертов, для обеспечения национальной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе необходимо иметь в составе ТОФ по меньшей мере четыре-пять крейсеров. Только в этом случае будет соблюдаться хоть какой-то паритет сил. Однако стоит отметить, что кораблестроительной программой в ближайшие пять-семь лет не предусмотрено строительство ракетных крейсеров.

При этом стоит отметить, что кораблестроительная промышленность России находится в состоянии стагнации. По мнению специалистов, в настоящий момент строительство ракетных крейсеров возможно только на четырех заводах (раньше их было 12). Отмечается, что сейчас в относительно стабильном состоянии находится лишь три предприятия - “Балтийский завод” в Санкт-Петербурге, завод “Янтарь” в Калининграде и производственное объединение “Севмашпредприятие” в Североморске (последнее специализируется на постройке и ремонте атомных подводных лодок). Считается, что даже в случае выделения соответствующего финансирования судостроительная отрасль способна построить и сдать ракетный крейсер не менее чем за четыре года. Но и этот срок многие специалисты ставят под сомнение. По их мнению, из-за бездумной конверсии часть предприятий военно-промышленного комплекса уже не способны поставлять необходимые узлы и агрегаты оборудования и вооружения для военно-морского флота. Наряду с этим по тем же экономическим причинам существенно пострадали научные предприятия, обеспечивающие ВМФ новейшими разработками. Прекращен ряд важнейших направлений научно-исследовательской деятельности, что ведет к снижению уровня отечественных разработок вооружения.

Где же свет в конце туннеля?

Тем не менее последние события если и не позволяют смотреть в будущее с оптимизмом, то хотя бы дают на это надежды. Речь, прежде всего, идет о заявлении Владимира Путина в ходе его поездки на Тихоокеанский флот. Как известно, глава правительства России, выступая перед офицерами Тихоокеанского флота, заявил, что пора пересмотреть оборонную доктрину Российской Федерации. В частности, было заявлено, что в ближайшее время будет разработана перспективная кораблестроительная программа России до 2010 года. По мнению Владимира Путина, “пора наконец осознать роль флота в оборонной системе страны и перестать относиться к флоту как к пасынку”.

Многие считают, что столь серьезные заявления Владимира Путина связаны с позицией главкома ВМФ России адмирала Владимира Куроедова. По данным “В”, Владимира Куроедова и нынешнего и. о. президента объединяют давние деловые и, что немаловажно, дружеские отношения. Известно, что именно по предложению главкома Владимир Путин, сломав весь график своего дальневосточного турне осенью прошлого года, уделил большое внимание Тихоокеанскому флоту. И именно по рекомендации Куроедова Владимир Путин стал членом военного совета ВМФ России.

Деловые отношения нынешнего и.о.президента и главкома ВМФ зародились еще в Санкт-Петербурге, где Путин занимал важные посты в окружении бывшего мэра северной столицы Анатолия Собчака, а Владимир Куроедов был начальником штаба Балтийского флота.

По данным информированного источника, по рекомендации Куроедова нынешний и. о. главы государства планировал провести свой зимний отпуск на Камчатке. При этом была даже названа точная дата - Путин должен был приехать на Камчатку 2 января, однако известные события помешали ему это сделать. Тем не менее именно по рекомендации все того же Куроедова Владимир Путин отправил на отдых на камчатский курорт свою жену и дочь.

Если влияние Владимира Куроедова на Путина вследствие аппаратных интриг не сократится, то, думается, главком ВМФ сумеет добиться от главы государства выполнения данных во Владивостоке обещаний.

P. S. Для военных цензоров. Все данные, использованные в материале, получены из открытых печатных источников.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"