Где тонко, там и рвется
В минувший четверг перед утренним пиком потребления электроэнергии в крае снова был срыв в работе ТЭКа Приморья: из-за остановки седьмого энергоблока в Лучегорске, на этот раз по техническим причинам, был резко сокращен уровень нагрузки.
В минувший четверг перед утренним пиком потребления электроэнергии в крае снова был срыв в работе ТЭКа Приморья: из-за остановки седьмого энергоблока в Лучегорске, на этот раз по техническим причинам, был резко сокращен уровень нагрузки.
А это значит, что снова были отключения подачи электроэнергии в городах и районах края. Утром “Приморка” несла нагрузку всего в пределах 500 мегаватт вместо предусмотренных новым графиком 840-860. Правда, к обеду того же дня здесь сумели исправить положение: подошел мазут, что позволило развернуть резервные энергетические мощности. Однако вся эта череда срывов в работе ТЭКа края и его крупнейшей электростанции, выпавших на суровый январь 2000 года, уже не просто настораживает, а заставляет даже обывателя глубоко задуматься в поисках истинных причин происходящего. И справедливости ради следует сказать, что для этого есть самые веские основания.
И в самом деле, задаются люди закономерными вопросами, мы платим “Дальэнерго” за потребленную электроэнергию исправно, а почему оно не рассчитывается за купленную электроэнергию, например, с главным ее поставщиком в крае - “ЛуТЭКом”? Ведь если бы покупатель “Дальэнерго” так же исправно платил деньги производителю электроэнергии “ЛуТЭКу”, то, наверное, и шахтеры и энергетики в Лучегорске не сидели без зарплаты по семь месяцев в году, не объявляли по этому поводу забастовок, смогли бы в достатке обеспечивать предприятия своей компании мазутом и соляркой, запасными частями и другими расходуемыми материалами, необходимыми для достаточного производства электроэнергии.
Руководство “Дальэнерго” постоянно требует повышения энерготарифов: мол, только в этом причина отсутствия средств на расчеты с поставщиками электроэнергии. Однако факты убеждают в обратном: деньги, живые, у “Дальэнерго” есть и в достаточном количестве. Это, в частности, подтвердил и побывавший в среду в Лучегорске вице-губернатор Юрий Лихойда, занимающийся проблемами ТЭКа края. Так, в беседе с местными журналистами он в некотором роде проанализировал эту ситуацию на конкретном примере, имевшем место в декабре прошлого года - тогда, как известно, бурлили коллективы энергетиков самого “Дальэнерго”, требующие выплаты задержанной за 3-4 месяца зарплаты. Деньги для своих забастовщиков руководство “Дальэнерго” сразу нашло. Более того, оказалось, что у “Дальэнерго” достаточно денег и для других собственных нужд, в том числе и для собственного развития, чего, кстати, давно уже лишен “ЛуТЭК”. А в январе этого года руководство “Дальэнерго” придумало еще одно средство для улучшения собственного положения за счет партнеров по ТЭКу края: выполнив только на 25-30 процентов решение оперативного совещания РАО “ЕЭС России” по распределению средств, поступающих на транзитный счет для предприятий ТЭКа Приморья, подписанное Анатолием Чубайсом, “Дальэнерго” открыло второй транзитный счет, самовольно исключив из него “ЛуТЭК”. Что это - ошибка дилетанта или партизанская война со своими конкурентами-партнерами?
Честное слово, все это порой напоминает детскую возню в песочнице за понравившуюся сразу всем игрушку, если бы самым непосредственным образом не сказывалось на жизнедеятельности и здоровье тысяч приморцев - и малых, и старых. Кстати, когда забастовали энергетики Владивостока и Артема, никто в Приморье и не заметил сокращения уровня нагрузки - настолько она мала в общем краевом балансе. Тем более что этот дефицит сравнительно легко был восполнен повышением уровня нагрузки в Лучегорске и перетоками из Хабаровского края. Но стоило выключиться лишь одному энергоблоку в Лучегорске, так сразу стало известно всем, и не только по объявлениям по радио и докладным руководителей “Дальэнерго” в адрес Чубайса и Минтопэнерго: недостаток электроэнергии в городах и районах края не смогли восполнить ни станции юга Приморья, принадлежащие “Дальэнерго”, ни перетоки из Хабаровска. Вот и делайте выводы.
А лучегорские шахтеры и энергетики продолжают работать бесплатно: только 9 миллионов заплатило им “Дальэнерго” в январе, а должно было в четыре раза больше. Этих денег не хватает даже на полумесячную зарплату. Коллективы бурлят, но пока еще работают, ломаются экскаваторы и бульдозеры, вагоноопрокидыватели и транспортеры углеподачи, не выдерживая 30-градусных морозов, затухают котлы энергоблоков, потому что не хватает мазута для сжигания промороженного угля, останавливаются тепловозы и 30-тонные “БелАЗы” из-за отсутствия солярки, запчастей, авторезины. И все же шахтеры “ЛутЭка” ежедневно добывают по 30 тысяч тонн угля, проталкивают его к топкам энергоблоков, и на электростанции каждый день стараются из всего этого кошмара извлекать положенные установленным графиком несения нагрузки киловатты. Почему?
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"