Частники выдерживают конкурс - пассажиры не выдерживают
В Находке подводятся итоги смотра-конкурса автобусов, занимающихся частным извозом пассажиров. “Реформа” призвана стабилизировать транспортный рынок второго по населению города Приморья. Пока мы можем увидеть только внешние признаки изменений: красные значки на бортах, более ухоженные, чем раньше, салоны. Удовлетворят ли “помеченные” частники потребности города - покажет время.
В Находке подводятся итоги смотра-конкурса автобусов, занимающихся частным извозом пассажиров. “Реформа” призвана стабилизировать транспортный рынок второго по населению города Приморья. Пока мы можем увидеть только внешние признаки изменений: красные значки на бортах, более ухоженные, чем раньше, салоны. Удовлетворят ли “помеченные” частники потребности города - покажет время.
А тем временем проблемы остаются. По выходным дням добраться до отдаленных микрорайонов Находки довольно сложно, необходимо простоять полчаса на остановке в ожидании “редкого” маршрута, потом мысленно послать общественный транспорт ко всем чертям, и только затем появится вожделенный “лиазик”. Вот я и стою - альтернативы нет.
В будни ненамного лучше. Последние годы в Находке с общественным транспортом вообще творится что-то неладное. “Традиционное” предприятие-перевозчик - АТП-1 - испытало на себе все трудности зарождающегося рынка: удорожание топлива и запчастей, старение автобусного парка. Пассажиры платят крохи, ведь добрая половина являются льготниками. А тут еще новый поворот - появляется “институт” частных извозчиков. Причем действующими лицами в нем становятся бывшие шоферы АТП, которым надоела многомесячная невыплата заработной платы. Все эти годы “атэпэшники”, пытаясь угомонить юрких конкурентов, взывают к чувству сострадания городских властей. На трассах - чуть ли не игра “наперегонки”, в которой частники едут быстрее.
И у тех, и у других имеются существенные недостатки в работе, которые ощущаются простыми пассажирами. У муниципалов из АТП просто-напросто не хватает автобусов, чтобы “переехать” конкурентов, а главное - для того, чтобы на 100 процентов соблюдался стандартный график движения. Частники, по наблюдениям местных властей, также не справляются с функцией подмоги. Ведут “дикий” образ жизни, выходя на маршруты, когда захочется. Редко выезжают на трассы в субботу и воскресенье. Одним словом - неподконтрольны. К тому же выкидывают за дверь льготников.
Городская администрация и транспортная инспекция пошли на последний, решающий штурм: учредили конкурс-аттестацию. Но не для муниципального автопарка, а только для частников, что вызвало крайнее возмущение в стане последних. Исполняющая обязанности начальника отдела промышленности, транспорта и связи Наталья Мухина сказала, что аттестация состоялась в рамках антимонопольного законодательства, город просто обязан контролировать эту индустрию.
Конкурс проходил в два этапа. Сначала квалифицировали водителей, а затем их автобусы выводили на буераки и ухабины, дабы проверить технику на стойкость. Иронию у шоферов свободного полета вызвал смотр внешнего вида и внутреннего убранства автобусов. Представители жюри проверяли каждое сиденье, ручку, пол. Смотрели - не зацепится ли пассажир своей одеждой внутри салона за какой-нибудь крюк. Чаще всего за недостатки такого рода частника и не аттестовывали.
Андрей Козлов работает водителем на частном автобусе 4-го маршрута “ЖБФ - Пограничная”. Аттестацию на так называемые знаки красоты на частных автобусах он считает несправедливой.
- Почему только частников заставляют “вылизывать” салоны? Посмотрите на муниципальные автобусы - они все ободранные! А теперь многие из моих знакомых водителей вынуждены терять работу...
Этот водитель полагает, что это его право - выезжать по выходным или оставлять автобус в гараже, продиктованное реальными обстоятельствами. На его “четвертом” пути - два “гиганта” рыбной отрасли - “БАМР” и жестянобаночная фабрика. В последние годы людей на предприятиях работает все меньше, “а на выходных там вообще некого ловить - только бензин будешь зря расходовать”.
Теперь в районе остановки “Моручилище” установлен специальный пост отлова не выдержавших конкурс частников. Налоговики, сотрудники ГИБДД, другие службы фильтруют трассы от тех, кто не прошел конкурсное сито. Частники с неохотой теряют свои позиции - против властей ничего не поделаешь. Зато, по словам Натальи Мухиной, у них теперь появился нормальный законный график. А на днях частники подпишут официальные договоры с властями, где есть один пункт, подрывающий существенную долю их прибыли - альтернативные извозчики будут бесплатно возить льготников. Компенсацией издержек опять же станет беспроблемное существование, “алиби” при столкновении с ГИБДД и прочими инспекциями.
На дорогах Находки сегодня работают 65 частных автобусов и примерно столько же муниципальных. Воюя друг с другом, эти два лагеря, безусловно, испытывают объективные проблемы хозяйственного выживания. Но чаще и те и другие прежде всего заботятся о своем микроэкономическом благосостоянии... Поэтому находкинским пассажирам еще предстоит порядком подождать на остановке. Что и испытал на себе корреспондент “В”.
Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"