Штормовое предупреждение «удобному» флагу
С 29 ноября по 4 декабря в странах Азиатско-Тихоокеанского региона проходит Неделя борьбы с “удобными” флагами, организованная международной федерацией транспортников (ITF). В рамках подготовки к этой акции встретились представители ITF из Владивостока и Находки, а также работники иммиграционной службы и морской администрации Находки, пограничники, докеры, моряки и юристы. Совещание состоялось в находкинском интерклубе.
С 29 ноября по 4 декабря в странах Азиатско-Тихоокеанского региона проходит Неделя борьбы с “удобными” флагами, организованная международной федерацией транспортников (ITF). В рамках подготовки к этой акции встретились представители ITF из Владивостока и Находки, а также работники иммиграционной службы и морской администрации Находки, пограничники, докеры, моряки и юристы. Совещание состоялось в находкинском интерклубе.
В категорию морских рабов попали и российские морякиЭта акция, по словам инспектора ITF по Владивостоку Петра Лисичанского, проводится во всем мире. В нашем регионе она проводится в третий раз и становится традиционной. Ее целью является активизация той работы, которая ведется профсоюзом транспортников уже более 50 лет и вынуждает судовладельцев вернуться под свои национальные флаги.
Справка “В”. Судно под “удобным” флагом - это судно, которое ходит под иным флагом, чем флаг страны судовладельца. Причинами использования судовладельцами “удобных” флагов являются низкие регистрационные взносы, низкие налоги или их отсутствие, возможность найма дешевой рабочей силы. Странами “удобного” флага объявлены 27 государств и территорий.
Петр Лисичанский перечислил негативные моменты, заложенные в саму систему “удобного” флага.
Как правило, под “удобный” флаг выводятся так называемые субстандартные, то есть доживающие свой век суда. Многие из них находятся в столь ужасном техническом состоянии, что их вообще нельзя отпускать в плавание. Не случайно такие суда называют “плавающими гробами”.
Получение судном “удобного”, а по сути - чужого флага создает бесправовое поле для его экипажа. В частности, когда возникает проблема с зарплатой, решить ее бывает очень и очень сложно. Кто поедет судиться в Белиз, если судно задержано в России, как это было в случае с “Лахтой”. С февраля на этом теплоходе ведется забастовка и пока безуспешно. Система “удобных” флагов, таким образом, помогает судовладельцам пренебрегать своими обязанностями.
К числу злоупотреблений на таких судах относятся очень низкая заработная плата, задержки с ее выплатой, плохие условия жизни на борту, многочасовая работа без достаточного отдыха, что ведет к стрессам, усталости, а следовательно, к несчастным случаям и авариям, краткость отпуска на берег или отсутствие отпуска вообще, неадекватное медицинское обслуживание и неадекватное обучение технике безопасности.
Между тем, отмечает Петр Лисичанский, ITF в последнее время внес изменения в тактику борьбы с “удобным” флагом. Если раньше стояла задача принудить судовладельцев вернуться под национальный флаг, то теперь, когда стала ясной сложность такого процесса, ITF выработала меры, которые можно считать компромиссом. Судовладельцам предлагают: раз вы уходите от национальных налогов, эксплуатируете субстандартные суда, соблюдайте хотя бы минимальные стандарты по зарплате. Кстати, минимальная ставка, по требованиям ITF, составляет 1200 долларов для матросов и 3 тысячи долларов для капитана.
Для интенсификации такой деятельности как раз и решено было проводить Недели борьбы с “удобным” флагом.
Что дают такие акции? По словам Петра Лисичанского, в 97-м году за время проведения недели в нашем регионе, включая Австралию, Малайзию, Сингапур и т. д., была погашена задолженность по зарплате морякам в размере 1 млн. 800 тыс. долларов! В прошлом году удалось вернуть 1 млн. 100 тыс. моряцких долларов.
Неплохими показателями отличалось и Приморье. Петр Лисичанский напомнил, что в 97-м году в Находке было бойкотировано судно, принадлежащее японскому судовладельцу. Буквально за сутки бойкота судовладелец согласился перевести зарплату экипажа до минимальных нормативов ITF.
Инспектор ITF обратил внимание на сложность нахождения взаимопонимания с российскими судовладельцами. В отличие от, скажем, греков и корейцев, которые обычно неохотно идут на переговоры, предпочитая тактику выжидания, русские вообще отказываются работать с профсоюзом моряков. Для них “удобный” флаг - это дикий рынок, на котором можно заработать бешеные деньги. А морякам они заявляют прямо: “Если вы члены профсоюза, вы нам не нужны, наберем других”.
Сегодня к России обращено пристальное внимание международной федерации транспортников. Крупнейшие некогда государственные пароходства разваливаются, а вместо них появляются маленькие компании-хищники, жиреющие на труде низкооплачиваемых морских рабов. К сожалению, в категорию дешевой рабочей силы, набираемой для кораблей под “удобным” флагом, попали в последнее время и российские моряки.
Как выяснили присутствовавшие на совещании корреспонденты региональных СМИ, проведение Недели борьбы с “удобным” флагом не предполагает каких-то небывалых в практике ITF акций. Речь идет только об интенсификации мер, предпринимаемых в каждодневной практике международного профсоюза. Говорилось о необходимости укрепления солидарности моряков, докеров и их профсоюзных организаций. Об агитационной работе по вовлечению моряков в ITF. О давлении на судовладельцев с целью подписания коллективных соглашений о нормальных условиях оплаты труда. Основным аргументом в последнем случае должен являться организованный бойкот.
Также прозвучали призывы к присутствовавшим на совещании представителям государственных органов взыскательнее относиться к судам под “удобными” флагами. Их легитимность, по выражению председателя дальневосточной организации российского профессионального союза моряков Николая Суханова, в большинстве случаев вызывает сомнение.
Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"