"Черная акула" ныряет в Чечню
В заметке "Бомбить будут "Черные акулы" "В" уже сообщал о прибытии тройки новейших боевых вертолетов на авиабазу в Моздок. Решением правительства России федеральными войсками начато их применение в операциях против чеченских бандформирований.
В заметке "Бомбить будут "Черные акулы" "В" уже сообщал о прибытии тройки новейших боевых вертолетов на авиабазу в Моздок. Решением правительства России федеральными войсками начато их применение в операциях против чеченских бандформирований.
Авиастроители "Прогресса" готовы к серийному выпуску лучших в мире боевых вертолетовПремьер Владимир Путин держит слово. Практически сразу же после возвращения из Владивостока глава правительства заявил по российскому радио, что первый вертолет фирмы Камова серийного производства арсеньевской авиа-строительной компании “Прогресс” будет направлен в Чечню. И подвигла его на такое заявление скорее всего презентация супермашины, организованная губернатором Евгением Наздратенко. В. Путину продемонстрировали летно-технические характеристики “Черной акулы”, специально прилетевшей из Арсеньева под Владивосток. Пилотировал ее летчик-испытатель 1-го класса полковник Владимир Хорев. Участник боев в Афганистане, воевавший на универсальных вертолетах общей огневой поддержки “Ми-8”, кавалер нескольких боевых орденов. Вот как В. Хорев передает впечатление премьера, лично поздравившего пилота сразу же после приземления вертолета:
- Даже по лицу Владимира Путина видно было, что он по достоинству оценил нашу машину. А сказал он коротко: “Вот это техника - дух захватывает!”
Сам боевой пилот, высококлассный специалист современного боя, В. Хорев, имеющий большую практику службы на всех видах отечественных ударных геликоптеров, считает, что “Черная акула” очень нужна российской армии. Она, безусловно, сильнее предшественника “Ми-24” (“Летающего танка”) - динамичнее и вооруженнее.
Вообще-то не зря в последнее время все больше внимания этой машине уделяется за рубежом. И если бы не натовский диктат, оберегающий интересы западных производителей боевых вертолетов, скорее всего уже несколько лет назад прорвались бы ударные камовские машины на мировой рынок вооружений. Ведь на всех последних авиасалонах они назывались лучшими. И генеральный конструктор “Черной акулы” Герой России Сергей Михеев в одном из недавних писем к трудовому коллективу авиастроителей так и утверждает: “По боевым и техническим характеристикам равных ему нет”.
Может быть, с помощью турок, завершающих смотрины лучших винтокрылых ударных машин, нам все-таки удастся доказать, что мы действительно лучшие. Именно “Ка-50” и его “спаренная” модификация “Ка-52” (“Аллигатор”) - самые маневренные в мире ударные вертолеты. Именно их противотанковые ракеты по скорости и дальности полета превышают все зарубежные аналоги. Уникальные по конструкции, они имеют и ряд непревзойденных систем. В частности, систему ведения боя с лазерным наведением снарядов, бронированной защиты пилотов от огня противника, спасения пилотов на случай поражения вертолета, которой нет на других винтокрылых машинах, - катапультирующее кресло. При максимальной скорости горизонтального полета, равной американским аналогам, камовские машины заметно выигрывают в скорости вертикальной. А если вернуться к маневренности, то они, например, могут и “мертвую петлю” сотворить, и “походить” хвостом вперед, чем вообще ошарашивают зарубежных военспецов.
И слава богу, что из многих постсоветских премьеров нашелся наконец тот, кто не только по достоинству оценил мощь “Черной акулы”, но и дает ей боевое крещение. Поначалу предполагалось направить первую партию в Черниговский полк им. Ленина для обкатки, но смена адреса оправдана чрезвычайностью обстановки в Чечне. Однако и приморские вертолетчики все-таки получат свой первый “Ка-50”. По крайней мере отмены этого решения нет.
Путину остается сдержать еще одно обещание: по российскому радио он заявил, что и впредь “Прогресс” будет обеспечен работой по выпуску боевых вертолетов. Я поинтересовался у генерального директора авиакомпании Виктора Печенкина, есть ли уже какое-то конкретное решение по этому поводу.
- Пока нет, - ответил он, - так быстро это не делается. Но формируется госзаказ на будущий год, и я знаю, что в министерстве обороны нашей машиной занимаются активно.
“Прогресс” готов к серийному выпуску “Черных акул”. В достаточной мере, по словам генерального, сохранило производственный и кадровый потенциал и большинство смежных предприятий, поставлявших нужные для сборки вертолетов узлы и агрегаты.
Итак, требуется политическая воля руководства России. Нужна команда “Вперед!” И - деньги к ней.
А фирма Камова и “Прогресс” готовы ответить: “Есть!”.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"