Виражи Новикова

Любить скорость - значит любить жизнь. Двигаться только вперед - значит идти к победе. Быть при этом настоящим мужчиной - значит быть автогонщиком.

16 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №690 от 16 нояб. 1999

Любить скорость - значит любить жизнь. Двигаться только вперед - значит идти к победе. Быть при этом настоящим мужчиной - значит быть автогонщиком.

Штрихи к портрету асов приморского автоспорта

Это - Александр Новиков, автогонщик. Он сидит здесь, прямо передо мной, в уютном кресле - пьет чай с печеньем. Немного непривычно видеть его в такой домашней обстановке - в кресле, но не пилота, в отличном деловом костюме вместо привычного нам спортивного. Константин Данилочкин, штурман, - тоже рядом и тоже непривычен... Военная форма почему-то делает его лицо чуть более мальчишеским, чем обычно, - я видел его совсем другим, собранным и сосредоточенным перед решающим заездом. Мы мирно пьем чай и разговариваем - не только о гонках. Это тоже непривычно.

Новиков. Спокойный, обаятельный, молодой мужчина сорока одного года от роду. В этом сезоне он почти звезда - три первых места, одно третье. В конце сентября они с Костей получили звания мастеров автоспорта России - первыми за последние 13 лет сдали квалификацию на территории Приморского края.

- Александр, ваши успехи впечатляют...

- Расслабляться рано - мы ждем Хабаровска, решающей гонки дальневосточного чемпионата. Там будет действительно жарко. Так что от похвал стоит воздержаться. Я всегда говорил, что человек, который начинает петь себе дифирамбы, - уже проиграл. Это касается и трассы - идешь на скорости, хорошее время показываешь... Потом эйфория - и в кустах. Такое бывает со всеми, и с нами в том числе бывало.

Я хочу задать следующий вопрос, но он тут же реагирует.

- Нет, в Китае с этим все было о’кей. У нас просто переговорка отказала со штурманом.

Не могу удержаться и все-таки спрашиваю.

- Это так важно? Ведь за рулем-то вы...

Они оба начинают улыбаться. Видать, я не первый профан, который задает им такие вопросы. Новиков объясняет мне:

- Без штурмана никак нельзя. Он - мое второе я. Видишь ли, мы с ним перед каждым ралли вместе проезжаем трассу. У меня - руль, у него карта. Он помечает на карте то, что я говорю ему, - тип поворота, сложность. А потом ты ведешь гонку, все внимание отдано дороге... Штурман же в это время постепенно возвращает тебе часть тебя, твои ощущения каждого из этих поворотов.

- А с машиной как? Говорят, это для гонщиков святое?

- Ну... не знаю. Вот Костя - тот с машиной ласков, как с женщиной. Не пойму я этих суеверий. У него и примет множество всяких - не бриться там, не мыться перед гонками. Жену выгнал с соревнований - плохая примета, мол. Что он, что наш механик - тот так не разрешает машину до финиша фотографировать.

После смущенной Костиной улыбки в наш адрес он продолжает - теперь вполне серьезно:

- Я в автомобиль просто верю. Да и то лишь потому, что сам всегда все проверю, переберу от и до, каждый винтик - такой уж я педант. Главное - не машина, а тот, кто за рулем. Иначе гонки стали бы просто соревнованием дорогих и мощных машин. Стоит посмотреть хотя бы на последнее ралли в Китае. У нас с Костей третье место, у китайцев - второе, у другого нашего экипажа - первое. А по машинам - первое место взяла “восьмерка”, раллийного, правда, исполнения, второе же у “Мицубиси Эволюшн”, точь-в-точь машина, на которой чемпионат мира выиграли. Так что пилот и штурман в любой машине за главных - это тебе не просто две прокладки между рулем и сиденьем.

- И давно это у вас? - вдруг спрашиваю я.

Он секунду смотрит в мои честные глаза, затем понимает и смеется:

- Это? За рулем я примерно с 15 лет. В 18 - стал водителем. А в автоспорт пришел поздно - 28 мне было, в 1986 году.

А в 88-м Новиков уже стал третьим призером чемпионата Дальнего Востока, Хабаровского края и Сахалина. Он подтверждает, но тут же добавляет кое-что от себя.

- Ага... а потом стал слишком самоуверен и стал проигрывать. Ничего, от этой болезни мы избавились. Просто я скорость люблю. Ты же понимаешь, когда со 150 должен переключить на 60... тут желание возникает выйти на ходу и стекло протереть. Иногда на трассе гонки какие-то получаются. Особенно с “крутыми” погонять получается - машины у них хорошие...

Мы обсуждаем последние гонки и плавно переходим на семью. Благо, старшего сына, Алексея, к таким не отнесешь - в классе юниоров он уже борется за первые места, а 3 октября сам состязался с отцом на уссурийской гаревой дорожке (у отца - 1-е место, у сына - 3-е).

- Сын мой старший - парень рисковый...

- А вы в детстве такой же были?

Новиков признается, что воспитывался в интернате, плохо учился (“Я был троечником, зато твердым!”) и два раза исключался из пионеров за драки.

- Александр, а какие качества вы больше всего цените в человеке - в мужчине, в женщине?

Новиков заинтригован и как будто не совсем меня понимает.

- Качества? Не люблю подлость, трусость, жадность, лживость. А хорошие? Нельзя так. Все главное. Главное, чтобы человек цельный был...