Кораблекрушение в Беринговом море
У северо-восточного побережья Камчатки во вторник вечером вылетела на камни северокорейская рыбопромысловая плавбаза "Чи-Бо Сан", сообщил "В" оперативный дежурный Региональной службы наблюдения за флотом. Судно под флагом Корейской Народно-Демократической Республики находилось на промысле минтая и трески в составе Беринговоморской экспедиции.
У северо-восточного побережья Камчатки во вторник вечером вылетела на камни северокорейская рыбопромысловая плавбаза "Чи-Бо Сан", сообщил "В" оперативный дежурный Региональной службы наблюдения за флотом. Судно под флагом Корейской Народно-Демократической Республики находилось на промысле минтая и трески в составе Беринговоморской экспедиции.
У берегов Камчатки терпит бедствие плавбаза под флагом КНДРВ начале недели в западной части Берингова моря разыгрался шторм, и плавбаза направилась в сторону Олюторского залива под защиту берега. За мысом Олюторский недалеко от устья реки Абука ураганными порывами ветра до 35 метров в секунду и большой волной "Чи-Бо Сан" выбросило на мелководье в точке с координатами 60 градусов 27 минут северной широты и 169 градусов 30 минут восточной долготы. Вблизи от берега днище старого судна распороли камни. К настоящему моменту выявлены четыре крупные пробоины в носовой части и сильные повреждения корпуса.
Внутрь хлынула забортная вода. Сильнее всего она поступает в помещение машинно-котельного отделения. Даже работающие там на полную мощность насосы не могут справиться с этим потоком. Вода уже залила трюмные помещения и подбирается к дизель-генераторам. Если она их захлестнет, то обесточится вся плавбаза и насосное оборудование окончательно выйдет из строя. Судно теряет осадку и уже опустилось на 2 метра ниже ватерлинии.
Само ЧП случилось 9 ноября в 19.30 по камчатскому времени. Капитан северокорейской плавбазы не сообщал в эфир о случившемся и не обращался за помощью к российским коллегам. Экипаж до последнего самостоятельно боролся за живучесть судна и одновременно ждал конкретного указания из Пхеньяна о дальнейших действиях. Как известно, согласно Женевской конвенции спасение людей на море производится бесплатно, а спасательная операция судов и грузов осуществляется за деньги и стоит очень дорого.
Тем не менее о бедствии узнал начальник промысловой зоны Евченко, находящийся на борту большого автономного траулера-морозильщика “Сероглазка” одноименного акционерного общества на Камчатке (бывший рыбоколхоз им. Ленина). По его решению к месту происшествия оперативно отправились с западного участка Беринговоморья ближайшие суда - танкер “Илья Оренбург”, рыболовецкие суда “Гневный” и “Андрей Смирнов”. Они находятся в нескольких милях от тонущего судна и готовы в любой момент прийти на помощь. Туда же следует еще несколько российских траулеров.
По последним данным, на борту “Чи-Бо Сана” находятся 256 граждан КНДР (по другим сведениям - 236) и три российских специалиста-наблюдателя. 10 ноября снять их с базы не удавалось. Скорость ветра достигала в тот момент 18-20 метров в секунду при минусовой температуре воздуха. Точно так же и сами корейцы не могли высадиться самостоятельно на пустынный берег.
Поэтому в зону бедствия направился спасатель “Напористый”, обеспечивающий безопасность нынешней путины в этом районе. Капитану “Напористого” поручено руководить спасательной операцией. Его экипаж должен на месте определить пути вызволения пострадавшего судна и его рыбаков. Российские водолазы опустятся на глубину и осмотрят размеры пробоин. После этого будет приниматься конкретное решение о снятии плавбазы с мели. Скорее всего на пробоины будут заводиться пластыри, и после этого “Напористый” сдернет пострадавшего с камней, если к тому времени судно окончательно не зальет водой. Однако в любом случае необходимо дождаться окончания шторма. Вчера утром ветер стал стихать до уровня 7-8 метров в секунду, однако на море еще достаточно сильное волнение.
Как сообщил корреспонденту “В” сотрудник Дальневосточного регионального центра МЧС капитан 1-го ранга Юрий Лавринов, для спасения людей вечером 10 ноября пришлось срочно привлекать вертолет главного управления по делам ГО и ЧС Камчатской области. В сумерках им удалось в несколько приемов снять с борта 60 человек. В основном женщин. Их доставили в корякский поселок Пахачи и разместили на ночь в гостинице. С наступлением темноты полеты пришлось прекратить.
Вчера утром вертолет “Ми-8” вновь принялся вывозить людей на берег. На борту “Чи-Бо Сана” останется около трех десятков северокорейских моряков из состава экипажа, которые будут продолжать борьбу за живучесть плавбазы. Кроме того, экипаж “вертушки” обследовал акваторию Олюторского залива. Разлива масла и топлива замечено не было.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"