Автобусы в движении в сторону пассажиров и развития предприятия
На последнем заседании приморского союза автотранспортников его президентом был избран генеральный директор Владивостокского пассажирского автотранспортного предприятия Валерий МАРИЕНКО. Раньше это предприятие в городе числилось “первым”. Теперь числового порядка нет, поскольку все бывшие государственные структуры развалились. За исключением самого ВПОПАТ. Оно, как и раньше, продолжает перевозить людей в краевом центре. Накануне профессионального праздника - Дня автомобилиста журналист “В” встретился с Валерием Дмитриевичем и попросил его рассказать о проблемах автобусных перевозок.
На последнем заседании приморского союза автотранспортников его президентом был избран генеральный директор Владивостокского пассажирского автотранспортного предприятия Валерий МАРИЕНКО. Раньше это предприятие в городе числилось “первым”. Теперь числового порядка нет, поскольку все бывшие государственные структуры развалились. За исключением самого ВПОПАТ. Оно, как и раньше, продолжает перевозить людей в краевом центре. Накануне профессионального праздника - Дня автомобилиста журналист “В” встретился с Валерием Дмитриевичем и попросил его рассказать о проблемах автобусных перевозок.
- Проведенная прежней властью Владивостока реорганизация пассажирского сообщения в принципе уничтожила единую и сбалансированную систему. В судебном порядке были отменены все решения о создании в прошлом году некоего МУП “ВАТО”, на предприятие вернулись профессионалы и энтузиасты своего дела. Началось возрождение ВПОПАТ.
Если до начала вакханалии в городе на линию выходило более 300 вместимых автобусов, то к сегодняшнему дню руководству предприятия с большим трудом удалось восстановить и отправить на маршруты 200 машин. В самом Владивостоке ежедневно 164 автобуса (в основном венгерского, южнокорейского и российского производства) перевозят пассажиров. Этим объемом предприятие закрывает 35 процентов маршрутов внутри краевого центра и почти все пригородные сообщения.
- ВПОПАТ осуществляет перевозки в другие города?
- По заказам туристических фирм наши автобусы возят российских челноков в китайские приграничные города Дуннин, Суйфэньхэ и Мишань. Внутри края из Владивостока осуществляются регулярные рейсы в Ольгу, Преображение и Терней. Причем билеты стоят значительно меньше, чем у авиационных или морских перевозчиков.
- Насколько сильна у вас во Владивостоке конкуренция со стороны частных фирм?
- Достаточно сказать, что в коммерческих структурах трудятся водителями большинство наших бывших работников. Ведь в прежние благополучные времена ВПОПАТ-1 каждый год готовило 120-150 профессионалов. У коммерсантов заработная плата выше, поэтому люди предпочитают трудиться там. Средняя зарплата водителя у нас составляет 2500 рублей. Но в отличие от муниципального предприятия наши конкуренты не соблюдают многих обязательных условий - сертификации перевозок, выполнения требований безопасности дорожного движения. Да и налоги в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд у нас несоизмеримы.
Тем не менее ВПОПАТ сумел преодолеть кризис. Прежняя власть оставила разграбленное предприятие, а долги по зарплате трудовому коллективу превышали шесть месяцев. Нынешнее руководство при помощи нынешней городской администрации сумело преодолеть кризис и погасить большинство долгов.
А ведь в отличие от тех же коммерческих структур ВПОПАТ выделяет каждый день 24 машины для бесплатного обслуживания пассажиров. Наши автобусы перевозят льготников. При себестоимости перевозки людей 4 рубля 70 копеек каждый человек платит за билет всего 2 рубля.
Сейчас на повестке дня стоят проблемы капитального ремонта подвижного состава - ведь он на три четверти изношен. Каждый день необходимо покупать дизельное топливо (именно на это направляется основной объем выручки), к предстоящей зиме с ее гололедом требуется поменять резину на автотранспорте, нужно покупать запасные части, масло и многое другое.
- А как обстоят дела с приобретением нового подвижного состава?
- Здесь нам приходится надеяться только на поддержку руководителя исполнительной власти города Юрия Копылова, который и без того оказывает посильную помощь муниципальному предприятию. Так, решается вопрос через министра транспорта и нашего земляка Сергея Франка о приобретении в лизинг автобусов “Газель” на 13-18 посадочных мест на нижегородском автозаводе “ГАЗ”.
Кроме того, во Владивостоке побывали представители немецкого концерна “Мерседес-Бенц”. Они готовы предоставить нам свой транспорт с обязательным гарантийным обслуживанием. И полагают, что ВПОПАТ имеет лучшую в Приморье сервисную базу. В свою очередь краевая администрация совместно с холдинговой компанией “Дальзавод” рассматривает проект сборки автобусов в Приморье из южнокорейских комплектующих.
- Решается ли вопрос с восстановлением филиала на Улиссе?
- Предприятию удалось отсудить часть территории бывшей ПАТП-3. Хотя там уже, кроме земли и производственных стен, ничего не осталось. Придется заново создавать всю ремонтную базу, оборудовать систему отопления и энергоснабжения, решать другие неотложные проблемы. Ведь транспорт, обслуживающий Первомайский и часть Ленинского района, должен быть максимально приближен к обслуживаемым маршрутам. Так что там разместим в следующем году боксы, мойку и цеха по замене масел и некапитальному ремонту.
Кстати, постараемся поддержать и другие бывшие городские автотранспортные предприятия - грузовые и таксомоторные.
- В свое время всех коммерческих перевозчиков планировали контролировать через систему единой диспетчерской сети.
- Такие диспетчерские пункты созданы в наиболее узловых местах города. Вот только большинство частных фирм стараются всячески избежать такого контроля. Точно так же они отвергают решение Юрия Копылова о введении обязательного медицинского освидетельствования водителей перед выездом на линию и технического осмотра транспорта. Очень бы хотелось надеяться на необходимую поддержку в этом вопросе со стороны служб ГИБДД.
- Спасибо, Валерий Дмитриевич, за беседу. Примите поздравления в связи с Днем автомобилиста.
- И я со своей стороны поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю всем безаварийных поездок.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"