Сражение за рыбу у Южных Курил
Богатый морепродуктами промысловый район Южных Курил всегда был объектом пристального внимания браконьеров всех мастей - как доморощенных, так и иностранных. Японцы подводили под свои набеги в наши воды проблему "северных территорий", российские же "рыбаки" никакими высокими политическими мотивами не прикрывались. Их задача была откровенно проста - хапнуть и убежать. С иностранными браконьерами разбирались пограничники, с местными любителями легкой наживы - органы рыбоохраны. Разные подходы и методы сбережения рыбных богатств, а зачастую и нестыковка действий порождали массу проблем, и в конечном счете страдало дело. Очевидно, правительство России учло этот нюанс, когда в 1998 году передало Федеральной пограничной службе РФ функции охраны биологических ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и в открытых морях. Корреспонденты "В", воспользовавшись любезным приглашением начальника ТОРУ ФПС РФ генерал-полковника Павла Тарасенко, отправились в район "боевых" действий - Тихий океан.
Богатый морепродуктами промысловый район Южных Курил всегда был объектом пристального внимания браконьеров всех мастей - как доморощенных, так и иностранных. Японцы подводили под свои набеги в наши воды проблему "северных территорий", российские же "рыбаки" никакими высокими политическими мотивами не прикрывались. Их задача была откровенно проста - хапнуть и убежать. С иностранными браконьерами разбирались пограничники, с местными любителями легкой наживы - органы рыбоохраны. Разные подходы и методы сбережения рыбных богатств, а зачастую и нестыковка действий порождали массу проблем, и в конечном счете страдало дело. Очевидно, правительство России учло этот нюанс, когда в 1998 году передало Федеральной пограничной службе РФ функции охраны биологических ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и в открытых морях. Корреспонденты "В", воспользовавшись любезным приглашением начальника ТОРУ ФПС РФ генерал-полковника Павла Тарасенко, отправились в район "боевых" действий - Тихий океан.
Пограничники практически разобрались с иностранным браконьерством, но с отечественными любителями легкой наживы драка предстоит затяжнаяТайваньскому кэпу терять было нечего
Для экипажа ПСКР № 132 Малокурильской бригады пограничных сторожевых кораблей этот год выдался урожайным на браконьеров. Только в сентябре задержали в территориальных водах России четырех “иностранцев” - три японские шхуны и одну тайваньскую.
Тайванец запомнится надолго врио командира корабля капитану 3-го ранга Дмитрию Костюкову. Слишком много сил и нервов на него пришлось затратить.
- Шхуну засекли в глубине нашей экономической зоны, напротив залива Касатка, - рассказывает Костюков. - На неоднократные приказы лечь в дрейф она отреагировала явным увеличением скорости. Остановить браконьера можно было только с помощью оружия.
Получив добро от вышестоящего командования на стрельбу, Костюков дал несколько предупредительных выстрелов. Тайваньская шхуна не среагировала даже на это, продолжая на полной скорости нестись к границе российской экономической зоны. Пришлось применить последний аргумент - огонь на поражение.
Кормовая скорострельная артустановка “выплюнула” в сторону браконьеров первую порцию снарядов. От корпуса нарушителя полетели во все стороны щепки. Шхуна скорость не сбавила. Потом выяснилось, что вся команда спряталась в наиболее безопасной центральной надстройке, переключившись на автоматическое управление судном.
Скорострельная установка давала залп за залпом. Тайванец, показывая изумительную живучесть, упорно шел вперед. И лишь снаряд, перебивший на шхуне рулевые тяги, смог остановить браконьера.
Всего сторожевик выпустил 342 снаряда, которые “разукрасили” корпус шхуны 28 крупными дырами. Пострадали и люди. Хотя пограничники и стреляли только по корпусу, тем не менее осколками ранило трех моряков. Жалко, конечно, людей, которые пострадали в мирное время. Но, с другой стороны, на что они рассчитывали, собираясь в пиратский рейд по российским водам? Неужели на богатый улов? Но даже 25 тонн обнаруженной в трюме сайры не оправдывают действия капитана тайваньского промыслового судна, подставившего своих людей под выстрелы.
Кстати, капитан шхуны знал о возможных последствиях. Он с горечью поведал пограничникам, что за подобную инициативу на родине его ожидает самое суровое наказание, вплоть до расстрела. А у него жена на сносях. Потому и убегал до последнего, что терять было нечего.
Раненым морякам была оказана необходимая помощь, а шхуну отконвоировали в Невельск, где суд и решит судьбу браконьерского экипажа. И похоже, практику в подобных делах судьям Сахалина наши пограничники обеспечат богатую. Ибо в том же Невельске уже стоят четыре “иностранца”, ожидая решения своей участи. А последнего браконьера - японскую шхуну “Шохо-мару” привел ПСКР “Южно-Сахалинск” Корсаковской морбригады сторожевых кораблей. Она была задержана 23 сентября в южной части Татарского пролива за незаконный промысел кальмара в исключительной экономической зоне России. В трюмах “Шохо-мару” пограничники нашли более двух тонн этого моллюска.
Но как отметил капитан 3-го ранга Дмитрий Костюков, активность иностранных браконьеров в районе Южных Курил значительно снизилась, так как российское правительство на определенных условиях стало выделять японским рыбакам квоты на промысел морепродуктов. А с теми, кто идет ловить на свой страх и риск, пограничники в состоянии быстро разобраться. Гораздо больше хлопот доставляют отечественные “рысаки”, готовые пускаться во все тяжкие, лишь бы сорвать приличный долларовый куш. Для них морские пограничники что кость в горле.
“Вельбот” в действии
На ПСКР, резво бегущий к Шикотану, с береговой заставы сообщили, что в Южно-Курильском проливе болтается судно, которое не отвечает на запросы пограничников. Сторожевику пришлось сменить курс. И в 17 часов 40 минут на горизонте нарисовался силуэт “молчуна”.
Дмитрий Костюков пытается с ним связаться:
- Судно в Южно-Курильском проливе, ответьте “Вельботу-132” (позывные ПСКР-132. - Ред.)
В условиях прямой видимости молчание уже не имеет смысла сохранять, и динамик оживает:
- Я - “Дельта”.
- Ложитесь в дрейф и не предпринимайте никаких действий.
Осмотровая группа со сторожевика со старшим госинспектором охраны морских биоресурсов ФПС Сергеем Булгаковым на мотоботе пошла к “Дельте”.
Результат этого осмотра обошелся экипажу рыболовной шхуны в 100 минимальных размеров оплаты труда. Как доложил Сергей Фролович:
- На “Дельте” обнаружили искажение отчетных данных по вылову, отсутствие сертификата на весы, небрежное ведение судового журнала.
Все эти нарушения по линии рыбоохраны. А по другой линии - нарушение пограничного режима: судно с закрытой границей лежало в дрейфе в терводах и не отвечало на запросы.
Булгаков прокомментировал:
- “Дельта” - наш старый знакомец. В прошлый раз успел тонн шесть морского ежа сбросить при приближении сторожевика. Да и сейчас он, очевидно, здесь не просто так стоит. Скорее всего где-то садки с крабом притоплены для сдачи в Японии. Но ничего, мы терпеливые, когда-нибудь все равно схватим за руку.
Пока проверяли “Дельту”, на горизонте показалось еще одно рыбацкое судно. Проверили и его.
У ПТР “Допкор-02” нарушения цвели на борту пышным цветом: с 1993 года просрочен Регистр, не оформлен отход у пограничников, на палубе находилась незарегистрированная моторная лодка, у капитана отсутствует рыболовный билет.
Лодку пришлось изъять, капитану выписать штраф на 100 минимальных размеров оплаты труда, а само судно отправить для разбирательства на заставу Головнино.
- Сегодня рыбачки мирные попались,- говорит врио командира корабля Дмитрий Костюков. - А бывают случаи, что и к соотечественникам приходится применять оружейные аргументы. Так, в этом году от нас пытался удрать сейнер “Счастливый”. Его капитан даже на имитацию тарана пошел. И только после предупредительных выстрелов угомонился. Две очереди из артустановки дали. Команде “Счастливого” было что терять - на борту сейнера обнаружили 7,5 тонны колючего краба и 3,5 тонны “волосатика”. Так меня за это задержание к медали Ушакова представили.
Все командиры сторожевых кораблей, с которыми мы разговаривали, уверяли, что поймать любого браконьера сегодня для них особой проблемы не составляет - уже есть и богатый опыт, и система оповещения с берега хорошо поставлена. Топлива бы побольше! Тогда бы всем хищникам небо с копеечку показалось. Но в то же время моряки отмечали, что полное искоренение отечественного браконьерства у Южных Курил - задача не только одних пограничников. Нужно наводить порядок и в портах, более рационально распределять среди промыслового флота лимиты на вылов рыбы и морепродуктов, разобраться окончательно с термином “контрольный лов”. Может быть, назрела и необходимость организации на Кунашире или Шикотане рыбной биржи, чтобы полностью исключить неконтролируемый отток рыбопродукции на рынки Японии. Работы в этом направлении хватит всем ветвям власти.
Берем не количеством, а качеством
Но даже несмотря на хроническую нехватку дизтоплива, результаты, достигнутые морскими пограничниками, впечатляют. За этот год осмотрено 3709 и задержано за различные нарушения 161 судно. Общая сумма штрафов перевалила за 10 миллионов рублей. А с иностранных браконьеров взыскано более 400 тысяч долларов США. В прошлом году эта сумма была меньше в 23 раза. Также изъято более 800 тонн незаконно добытых морепродуктов, оцененных в 11 миллионов рублей.
Заместитель начальника отдела морской охраны Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ капитан 1-го ранга Александр Иванков прокомментировал эту цифирь так:
- Морские пограничники научились брать не количеством, а качеством. Достоверная информация - точечный удар. Так что предупреждаем браконьеров всех мастей, что даже при остром дефиците топлива мы найдем способ схватить их за руку.
Тихий океан - Владивосток
Автор: Андрей ИВЛЕВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"