ШАХТА "АМУРСКАЯ" ОПЛАТИЛА ПОХОРОНЫ МИШИ СТАРИНА

В июне прошлого года "В" писал про взрыв метана на заброшенном шурфе приморской шахты "Амурская", в результате которого погиб 11-летний Миша Старин, а еще пятеро пацанов угодили в больницу с ушибами, ранами, переломами. По горячим следам было проведено расследование с удивительным резюме: в случившемся никто, кроме самих детей, не виноват.

23 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №663 от 23 сент. 1999

В июне прошлого года "В" писал про взрыв метана на заброшенном шурфе приморской шахты "Амурская", в результате которого погиб 11-летний Миша Старин, а еще пятеро пацанов угодили в больницу с ушибами, ранами, переломами. По горячим следам было проведено расследование с удивительным резюме: в случившемся никто, кроме самих детей, не виноват.

Но кто виноват в гибели мальчика - до сих пор неизвестно

Да и могло ли сложиться иначе, если комиссия была в основном ведомственная, а значит, "Приморскуголь" должен был отважно разоблачить себя самого? Более того, члены комиссии почему-то руководствовались инструкцией по расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных случаев. За что, видимо, и получили вознаграждение "по трудовому соглашению с каждым из приглашенных" в кассе... шахты "Амурская".

Единственным членом комиссии, кто не согласился с липой и снял свою подпись под актом расследования, стал инспектор по охране труда гострудинспекции по Приморскому краю Владимир Новицкий. "С выводом комиссии, что в аварии и взрыве виноваты дети, - писал он в своих замечаниях, - я не согласен". И приводил подробный и обоснованный перечень нарушений правил техники безопасности при консервации производственных объектов. Эти нарушения, по убеждению госинспектора, были и остаются на совести ответственных лиц артемовской шахты, в них - причина трагедии.

Но демарш Новицкого мало кого впечатлил. Не встрепенулась ведущая уголовное дело прокуратура города Артема, не вздрогнул глава "Приморскугля" Анатолий Васянович. Засыпали смертоносный шурф породой - и все, концы под землю.

Единственный человек, кто спустя год все еще добивается правды о ЧП на "Амурской", - Елена Старина, мать погибшего Миши и тяжело травмированного тем же взрывом его старшего брата Алеши.

- Когда артемовские газеты сначала на девять, а потом на 40 дней после мишиных похорон написали, что никто, кроме самих пацанов, не виноват, я решила, что пойду до конца, - говорит Елена. - Миша был очень хорошим мальчиком, и иного он не заслуживает.

Но представьте себе, со дня трагедии прошло целых четыре месяца, прежде чем прокуратура Артема признала 13-летнего Алешу Старина потерпевшим по делу, а его мать - его законным представителем.

“Принимая во внимание, что преступными действиями (чьими? но далее в постановлении - многозначительный прочерк) гр-ну причинен физический вред...” Так, с прочерком, ненужное никому, кроме матери, уголовное дело пребывает и ныне.

Елена хоронила сыночка за свой счет, а потом собирала копии чеков и квитанций, чтобы шахта “Амурская” компенсировала расходы. Это тоже случилось не сразу - понадобился звонок в Москву, в Минтопэнерго. Потом в “Приморскугле” и других инстанциях, куда бедная женщина обращалась в поисках справедливости, откровенно недоумевали: “Чего вы добиваетесь? Деньги же вам заплатили”. Как будто бесплатно похоронить собственного ребенка - большая удача...

Слабый луч надежды блеснул после того, как она написала самому Ельцину - “президенту, отцу и деду”. Ответом стало поручение Госгортехнадзора России “в 10-дневный срок провести дополнительное расследование и с учетом мнения представителя Рострудинспекции (читай - несговорчивого Владимира Новицкого. - Н.О.) определить круг лиц, виновных в аварии”. Приморский порученец А. Хмельницкий тянул месяц и вот в конце июня выдал “революционный” ответ: “Шахта “Амурская” в определенной части несет ответственность...” Если уж замечания Новицкого не стали для артемовской прокуратуры руководством к действию, что говорить об этой робкой бумаге?

Вот и все. Не вернуть Мишу Старина. Не воскресить погибшего годом раньше на закрывшейся шахте “Капитальная” в Тавричанке Сашу Мартяшева. И если знать, что на шахтах Приморья число ликвидированных выработок перевалило за сотню и год от года лишь увеличивается, то впору спросить: кто следующий и где громыхнет завтра?

Автор: Наталья ОСТРОВСКАЯ, специально для "В"