Кролик - это не только три килограмма диетического мяса...
а еще куры, поросята, собственные мастерские и магазины - все это и есть подсобное хозяйство коллектива железнодорожных строителей, которое помогает ему по мере возможностей жить в тепле, свете и довольстве
а еще куры, поросята, собственные мастерские и магазины - все это и есть подсобное хозяйство коллектива железнодорожных строителей, которое помогает ему по мере возможностей жить в тепле, свете и довольстве
Мы уже писали, что именно уссурийскому строительно-монтажному поезду (СМП-176) поручена значительная часть ответственной работы по переводу железнодорожного пути Владивосток - Хабаровск на тягу магистральными электровозами. Это в первую очередь оздоровит экологическую обстановку на всем 777-километровом пути. Работы на несколько лет. Стоит сказать, что Геннадий Панкратов возглавляет СМП-176 многие годы. Когда-то он строил известный своим мраморным изыском хасанский вокзал - творили с размахом, под будущие широкие отношения с КНДР. Возводили жилой микрорайон и объекты соцкультбыта на станции Гродеково. В Уссурийске строили дома, амбулаторию, школу. Дома культуры - в Уссурийске, Владивостоке, Сибирцево, Ружино... В этом смысле интересно само происхождение названия - строительный поезд. Действительно, когда-то строители жили в вагончиках и все свое рабочее хозяйство возили с собой от стройки к стройке.
Однако в биографии Геннадия Михайловича были годы, когда его с повышением переводили на другую ответственную работу. И строительно-монтажный поезд за это время сильно сдал. Разошлись по другим доходным местам специалисты, а само предприятие едва не обанкротилось. Года три назад Геннадий Михайлович вернулся. Как он сам говорит, с удовольствием, потому что только тут видит конкретные результаты труда.
Первой задачей стало возвращение специалистов. Для этого, конечно, нужны зарплата и другие блага, которых нет в иных местах. Не будем касаться экономики по-панкратовски, которая позволяет при недостаточном обеспечении материалами и оборудованием строить производственные помещения и дома, ставить опоры будущей электрифицированной дороги и не срывать планы. Впрочем, у всех дельных людей нынче ноу-хау одно - умение договариваться на всех уровнях: с вышестоящими командирами, местной властью, со смежниками. Просить, обещать и свое слово держать...
А вот хозяйственный двор у Геннадия Михайловича устроен по-своему. На просторной производственной базе, где будущие объекты строительства комплектуются всеми необходимыми материалами, нашлось место и для мини-ферм. Несколько месяцев назад закупили четырех кроликов, сегодня их уже 30. Строили железнодорожники в Корфовке овощехранилище, а в качестве оплаты взяли у крестьян поросят. Потом договорились с хозяйством в Раковке подрастить для него до шестимесячного возраста 250 свиней, а когда те уже на сельских хлебах наберут нужный вес – поделить мясо пополам. Бродят тут и куры, пока тощие, ободранные, – нелегко им жилось на птицефабрике. Но под присмотром опытного Николая Забары вся живность приобретает гладкий, ухоженный вид.
Своя ферма - это не только экзотика. По праздникам мясо по невысокой цене для своих работников совсем не лишнее. Есть тут и своя пекарня, несколько магазинов, где собственные хлеб и тульские пряники продают по цене чуть ниже среднегородской. Ну а зачем тратить деньги на покупку спецодежды? Сами стали шить, и стирают одежду сами. Ремонт и пошив недорогой обуви - пожалуйста. Пригласили для этой цели опытную Галину Ашлапову, которая проработала в доме быта 15 лет. А агроном с высшим образованием Любовь Моисеенко занялась цветочным хозяйством в теплице. Строится коптильный цех, к зиме будет готов, уже нашли поставщиков свежей рыбы.
Чего ни коснись в подсобном хозяйстве, все с прибылью работает, потому что не обросло лишними людьми - каждый и руками работает, и бухгалтерию ведет. Правда, появился на предприятии небольшой коммерческий отдел, который успешно все эти новые службы ориентирует на рынке услуг.
Наступление на бесхозяйственность идет по всем направлениям. Сдан на лом металлический хлам, который забивал когда-то гараж. Строится новый гараж, а в старом будут мастерские. Пробурили скважину в 40 метров - вода чистейшая, так что есть замысел не только обеспечить себя, но и на продажу поставлять каждый день до 500 бутылок газировки. Кстати, о металлическом ломе. Придя утром на территорию, мы еще видели на земле останки какой-то диковинной конструкции. Через три часа их не было. “Уже отвезли, - говорит Геннадий Михайлович, - чего зря ржавеет, на эти деньги мы еще компьютеров прикупим”. Компьютеризация в его кабинетах отменная.
Жить в наше время автономно от государства становится, увы, необходимостью. Вот почему Панкратов устанавливает два собственных генератора - не будут теперь строители бояться отключений электроэнергии. Если прежде он платил соседнему заводу стройматериалов за теплоснабжение 72 тысячи рублей в месяц, то вся минувшая зима ему обошлась как раз в те же деньги. Сэкономил, потому что собственную котельную построил, да с таким запасом, что и другим предприятиям тепла хватит.
Сегодня на первой производственной базе - асфальт, цветы... и малолюдно: все при деле, незаметны. На второй площадке снуют машины, работают подъемные краны, всюду народ. Было здесь 212 рабочих мест, с приходом Панкратова стало 450. Работают на перспективу. Через год СМП-176 отметит свое 50-летие. Наверняка праздник у этих людей будет по-семейному теплым.
Автор: Александр ЛОСЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"