Подводный гость с садком
Единственный в России государственный морской заповедник остался без охраны. Кому выгодно "обезвредить" его кордоны?
Единственный в России государственный морской заповедник остался без охраны. Кому выгодно "обезвредить" его кордоны?
В минувшее воскресенье Петр Колмаков, директор Дальневосточного государственного морского заповедника - единственного в России, - собрал экстренную пресс-конференцию. Тем из журналистов, кого удалось отыскать в выходной день, Петр Васильевич поведал сенсационную новость. Оказывается, заповедник к тому времени уже вторые сутки был фактически без охраны. Если учесть, что подводные богатства заповедной акватории далеко не истощены, а, к примеру, трепанг остался практически только здесь (в южных бухтах Приморья его давно выловили), ситуацию можно назвать катастрофической. Самое интересное заключалось в том, что инспектора заповедника вовсе не забастовали, не уволились все разом и даже не пострадали от эпидемии холеры. Бедствие, парализовавшее их работу, исходило от тех, кто призван помогать сохранению природных ресурсов. Оказывается, охрану ДВГМЗ нейтрализовали сотрудники милиции.
Операция началась в пятницу, 10 сентября, во второй половине дня - после того как кордоны заповедника закончили последний на неделе сеанс связи со своим руководством. Практически одновременно на двух кордонах и в центральном офисе во Владивостоке, в здании Института биологии моря ДВО РАН появились незваные, но зато вооруженные "гости". На руках у них имелись постановления о производстве обыска в рамках дела о получении взятки гражданами Калмыковым (заметим, что в фамилии директора ДВГМЗ допущены аж две ошибки), Катиным и Виноградовым (это госинспектора) в сумме 600 долларов США. Искали, согласно тому же документу, оружие, водолазное снаряжение, наркотики, валюту и документы, а также "другие предметы, имеющие значение по уголовному делу". Постановление подписано начальником Хасанского РОВД и прокурором Хасанского района, а также следователем ОЭП СКМ Хасанского РОВД. Надо сразу сказать, что с пустыми руками сотрудники МВД не остались.
На острове Большой Пелис было изъято практически все оборудование, включая бывшие в употреблении маски, ласты и баллоны для аквалангов, ранее конфискованные у браконьеров, вся служебная документация, вахтенные журналы, сигнальные ракетницы, фонарики, личный карабин инспектора И. Катина. Самого Катина в это время на кордоне не было - выезжал во Владивосток. В закрытом домике, где хранились личные вещи научного сотрудника ДВГМЗ ихтиолога А. Маркевича, выставили стекла и вынесли водолазное снаряжение и научное оборудование, в том числе лодочный мотор. Хотели изъять подвесной мотор и с лодки инспекторов. Однако бывший в это время на кордоне инспектор С. Белоцкий объяснил, что в таком случае с острова нельзя будет выбраться, а на соседнем острове Стенина находится на полевых работах аспирант, безопасность которого обеспечивают инспектора. После этого мотор пока оставили "на ответственное хранение". Отвезти все изъятое на одной лодке не удалось, поэтому около 19 часов подошла вторая. На ней были двое в гидрокостюмах. Ранее эту лодку и этих людей задерживали как нарушителей режима заповедника.
В бухте Спасения, где находится головной кордон восточного участка морского заповедника, события разворачивались аналогично. Только здесь у старшего госинспектора В. Виноградова кроме оборудования изъяли находившиеся при нем российские деньги и доллары США. Надо пояснить, что Виноградов постоянно живет на кордоне, а валюта осталась у него от недавней продажи квартиры (с его слов, конечно).
После обыска - а закончился он около 20 часов - Виноградова увезли в Хасанский РОВД, где продержали до 5 утра. Допрашивали ночью и выпустили, взяв подписку о невыезде. Но самое интересное в том, что в РОВД его доставили на транспорте хорошо известного ему браконьера. Говорят, что у милиции денег нет на бензин, но не настолько же, чтобы пользоваться услугами правонарушителей? Впрочем, и понятыми при обыске на кордоне в бухте Спасения выступали те, кого инспектора не раз ловили в заповедных водах.
Во Владивостоке в офисе морского заповедника, по словам П. Колмакова, было трое хасанских милиционеров и еще столько же - из числа сотрудников краевого УВД. При обыске присутствовали секретарь В. Тулина и начальник охраны заповедника Ю. Байбородин. Из директорского сейфа были изъяты российские деньги и доллары США, приходные ордера, служебные журналы и другая документация. Тут-то и выяснилось, что номера 600 долларов из числа изъятых совпали с теми, что были предварительно отксерокопированы в милиции. Значит, вот она, взятка?
Сотрудникам заповедника стал в общих чертах ясен замысел борцов с экономической преступностью. Эти доллары несколько дней назад внес в кассу ДВГМЗ самый известный из браконьеров Хасанского района, неоднократно попадавшийся инспекторам. Видимо, считалось, что “зелень” уже распределена между подозреваемыми - по две сотни каждому... Но в том же директорском сейфе оказался корешок приходного ордера на эту сумму. Правда, принимать штрафы в валюте запрещено, но это гораздо меньшее прегрешение, чем взятка.
Тем не менее всех присутствовавших в офисе рассадили по разным машинам и отвезли в краевое УВД, где до вечера беседовали. Директор и начальник охраны пояснили, что сумма в 600 долларов соответствовала штрафу (15000 рублей), наложенному на браконьера. Заповедник имеет право взимать эти штрафы и направлять их на собственные нужды - например, на деньги браконьеров были приобретены дубинки, наручники, подвесной мотор “Ямаха” в 40 лошадиных сил стоимостью 3200 долларов. Сейчас накапливалась сумма на новый мотор, поэтому в сейфе оказалась валюта. Инспектора никогда не берут денег от браконьеров в руки, хотя порой, по свидетельству Ю. Байбородина, пойманные с поличным пытаются всучить “зелень” прямо в море, хоть под дождем, хоть ночью. Начальник охраны заповедника знает, что говорит - он работает в этой должности с 1985 года. Хотя текучесть кадров среди инспекторов довольно высока - понятно, что далеко не каждый выдерживает такое искушение. Да и жизнь нелегка, и зарплата невысока - около 1100 рублей.
Со всеми “прелестями” жизни на кордонах мы познакомились в этот понедельник, когда руководство заповедника решило показать журналистам свое хозяйство. Катер “Внимательный” бойко резал волну - до Большого Пелиса пути было пять часов. Но сначала мы зашли на остров Стенина, чтобы забрать закончившего полевые работы аспиранта, а заодно взглянуть... на неизвестный труп. Его обнаружили еще 9 сентября, сообщили, как положено, в Хасанский РОВД, но в ответ услышали: мол, бензина нет, приехать не на чем. После такого заявления рейд по кордонам, имевший место, напомню, 10 сентября, выглядел еще более демонстративным. Но вернемся к будням заповедника. Инспекторские лодки с моторами в 25 сил - просто блохи в сравнении с браконьерскими плавсредствами, где мотор бывает и 115, и 175, и даже 220 “лошадей”. А как вам нравится 2х150 - есть и такая лодка на примете. Бывают ночные погони со стрельбой, бывают и угрозы, и попытки подкупа. Так что ракетница или карабин - вещи нужные.
Что же касается действий милиции, то я, наверное, не вправе писать о них в осуждающем тоне. Может быть, были причины для проведения такой операции, может быть, фонарик и в самом деле является необходимым для проведения следственных действий вещдоком. Но почему в Хасанском РОВД не учли вполне очевидных последствий своих действий, в результате которых заповедные острова и воды остались без охраны? Или как раз учли?.. Напомню, что заповедник является государственным, а одна из задач милиции - как раз беречь государственную собственность. Тогда было бы логичным на время проведения следственных действий взять ДВГМЗ под охрану МВД, не впускать туда браконьерские лодки. Ведь специалисты утверждают, что достаточно одной недели “беспризорности” - и любители легкой наживы подчистую выберут всего трепанга. Половина этого срока уже прошла...
Между тем во вторник, после журналистского “десанта” в заповедник, на тех же кордонах высадился новый милицейский десант. На этот раз было изъято все, что еще оставалось: подвесные моторы, электростанции, компрессоры. Если такие действия нельзя назвать беспределом, то, может быть, это предел здравому смыслу? Ведь лучшего подарка браконьерам трудно придумать, а возможные убытки от расхищения заповедных богатств намного превзойдут ущерб от взятки, даже если она была. Наверное, всем надо мыслить по-государственному. И следователям в том числе. И прокурорам.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для "В"