Японская подданная пропала без вести

Загадочное происшествие, которое специалисты правоохранительных органов в один голос расценивают как “странное”, произошло во Владивостоке на прошлой неделе. Из своей квартиры в доме № 14 на улице Октябрьской бесследно исчезли 31-летняя гражданка Японии Моритакэ Рика и ее сожитель переводчик-китаист Захар Козлов, работавший менеджером в совместном российско-американском предприятии “Дальвемо” и подрабатывавший переводчиком в фирме “Вента-ДВ”.

4 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №636 от 4 авг. 1999

Загадочное происшествие, которое специалисты правоохранительных органов в один голос расценивают как “странное”, произошло во Владивостоке на прошлой неделе. Из своей квартиры в доме № 14 на улице Октябрьской бесследно исчезли 31-летняя гражданка Японии Моритакэ Рика и ее сожитель переводчик-китаист Захар Козлов, работавший менеджером в совместном российско-американском предприятии “Дальвемо” и подрабатывавший переводчиком в фирме “Вента-ДВ”.

Следствие считает, что ее убили

Последний раз Козлов был на работе 26 июля и ушел из офиса чуть раньше обычного, так как у Моритакэ был день рождения, который стал последним днем, когда именинницу видели живой.

27 июля Захар Козлов не вышел на работу. В тот же день он зачем-то срочно понадобился руководству компании “Дальвемо”. Были начаты его поиски, которые, однако, результатов не дали - домашний телефон Козлова не отвечал, никто не открывал двери квартиры, ничего не знали о месте его нахождения друзья и знакомые Захара. Видимо, почувствовав что-то неладное, представители “Дальвемо” 27 июля обратились с официальным заявлением об исчезновении своего сотрудника в Ленинское районное управление внутренних дел. Там заявление приняли к сведению, но велели подождать положенные по закону три дня.

30 июля в РУВД поступило еще одно заявление о пропаже Козлова - на этот раз от фирмы “Вента-ДВ”, где подрабатывал Захар. Инициатором этого заявления стал близкий знакомый Козлова, обеспокоенный загадочным исчезновением друга.

В тот же день в квартиру пропавших направился участковый инспектор. Вскрыв дверь, он обнаружил на полу в прихожей, на кухне, в комнате и на лоджии обильные следы крови. Опрос соседей показал, что 26 июля вечером они видели осколки стекла и следы крови перед входной дверью квартиры Козлова, которые после 20 часов исчезли.

На основании заявления и по результатам осмотра участкового прокуратура Ленинского района Владивостока возбудила уголовное дело по признакам статьи 105-й Уголовного кодекса РФ (умышленное убийство). Подобная практика возбуждения уголовных дел по 105-й статье по факту исчезновения человека введена распоряжением Генеральной прокуратуры для того, чтобы интенсифицировать работу по подобным делам. Возбуждение дел по такой статье подразумевает немедленное проведение необходимого объема оперативно-следственных мероприятий, в то время как принятие заявления по факту пропажи человека по большому счету подразумевает лишь заведение так называемого розыскного дела. При этом розыск большей частью поручается участковым.

2 августа в квартире, где проживали Захар Козлов и Моритакэ Рика, силами прокуратуры Ленинского района с привлечением специалистов отдела криминалистики краевой прокуратуры был произведен повторный осмотр места происшествия.

Увиденное поразило даже опытных работников прокуратуры. Пол квартиры, стены, потолок, мебель, дверные косяки и даже цветы на лоджии были залиты или забрызганы кровью.

Уже в самом начале осмотра на пороге в промежутке между двойными входными дверями эксперты обнаружили осколки стеклянной бутылки со следами крови. В квартире царил беспорядок, сохранивший следы борьбы. По одной из версий, преступник, которому открыли дверь, сначала нанес жертве удар бутылкой по голове, а затем загнал ее на кухню, где и разыгрался финал трагедии. Однако эксперты, несмотря на обилие кровавых пятен, не обнаружили частиц тканей тела и отказались от версии расчленения преступником тела жертвы.

В прихожей стояли небрежно упакованные чемоданы с вещами. В одном из шкафов были обнаружены принадлежащие Захару Козлову личные документы - в том числе гражданский и заграничный паспорта, его водительское удостоверение. Никаких документов Моритакэ Рика в квартире обнаружено не было.

В мусорном ведре еще при первом осмотре участковым были обнаружены разбитые очки девушки и пропитанные кровью тряпки.

На месте преступления экспертами были взяты образцы биологических материалов. Следствию предстоит выяснить, кому принадлежит обнаруженная в квартире кровь. Сообщается также, что результаты экспертизы будут известны лишь в конце текущей недели. Вместе с тем, обследовав место трагедии, эксперты пришли к выводу, что орудием преступления стал некий тупой предмет, скорее всего бутылка, которым преступник нанес своей жертве множество ударов предположительно по голове.

Сообщается также, что следствие выдвинуло предположение о том, что преступник, после того как избавился от трупа или трупов, несколько раз возвращался в квартиру и замывал следы преступления.

Как стало известно корреспондентам “В”, в ходе осмотра квартиры была изъята магнитофонная кассета из автоответчика Козлова. Прокуратура не исключает, что на ленте записано важное послание, которое поможет прояснить детали происшедшего.

Подданная Японии Моритакэ Рика впервые прибыла в Россию в 1994 году и три месяца училась в Русской школе при ДВГУ. В марте 1995 года она вновь приехала во Владивосток и вплоть до дня своего исчезновения работала преподавателем японского языка в Международной бизнес-академии. Известно, что около месяца назад Рика решила уволиться из МБА и планировала устроиться на работу в Восточный институт ДВГУ.

По оценкам коллег Рика по Международной бизнес-академии, Моритакэ отличалась пунктуальностью, дисциплинированностью и славилась как жесткий и требовательный преподаватель.

Во Владивостоке Моритакэ Рика вела довольно замкнутую жизнь. Ее круг общения ограничивался лишь несколькими соотечественниками, проживавшими в городе. Доходы Рика были скромными, поэтому предположение о том, что за время пребывания в России ей удалось сколотить какой-либо капитал, кажется абсурдным.

Захар Козлов - 1969 года рождения, гражданин России. В 1992 году он окончил восточный факультет ДВГУ по специальности “страноведение Китая”. Подрабатывал переводами, в последнее время работал менеджером в СП “Дальвемо”. Козлов также подрабатывал переводчиком в фирме “Вента-ДВ”, занимающейся поставками продуктов питания из Китая.

Козлов и Моритакэ познакомились в 1991 году в городе Даляне (КНР), где Захар находился на стажировке, а Моритакэ училась в Ляонинском педагогическом университете. В 1995 году, когда Моритакэ приехала на работу во Владивосток, они приобрели однокомнатную квартиру, которая 26 июля стала местом преступления. Известно, что они планировали приобрести новую квартиру и готовились к переезду. Известно также, что 13 августа Моритакэ должна была выехать на родину.

Сотрудники прокуратуры, производившие осмотр квартиры, муссировали версию о том, что в последнее время Козлов якобы отличался неумеренным потреблением алкоголя и в состоянии алкогольного опьянения был агрессивен и совершал неадекватные поступки. Если принять эту версию, которую на данный момент следствие пока неофициально считает основной, то тогда события, происшедшие 26 июля в квартире Моритакэ и Козлова, превращаются в заурядное убийство на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения.

Однако большинство знакомых Козлова утверждают, что Захар был тихим и спокойным человеком. Тем не менее некоторые из его однокашников подтвердили корреспондентам “В” сведения о том, что Захар в последнее время действительно много пил и был буен во хмелю.

По словам преподавателей, во время учебы в университете Козлов зарекомендовал себя как довольно средний студент. Практически сразу после получения диплома он порвал все связи с университетом.

Расследование “В” показало, что это дело может быть отнюдь не таким простым, как кажется на первый взгляд. Известно, что в последние несколько месяцев Козлов стал говорить своим знакомым, что он занимается какими-то крупными делами и скоро получит солидную прибыль. По информации из других источников, 30 июля в то же время, когда участковый производил первый осмотр квартиры, там появились два молодых человека, которые представились друзьями Козлова и интересовались тем, что именно было похищено из квартиры. Циркулируют также слухи о том, что в распоряжении Козлова находилась некая важная коммерческая информация, которую он хранил на магнитных носителях. Если это действительно так, то дело может приобрести совсем иной оборот, тем более если к нему присовокупить информацию о том, что органы УВД якобы располагают оперативными данными о похищении женщины восточной наружности, которая была насильно увезена на автомобиле в неизвестном направлении.

В свою очередь соседи пропавших высказали предположение, что Козлов и Моритакэ стали жертвами преступников-наркоманов. По их словам, подъезд дома № 14 на Октябрьской считается точкой сбора местных наркоманов. По свидетельству жильцов дома, на лестничных клетках, на подоконниках регулярно валяются использованные шприцы со следами крови и остатками наркотических растворов. Три таких шприца были обнаружены следственной группой на козырьке подъезда. В этой связи не исключено, что на квартиру Козлова было совершено разбойное нападение группой наркоманов. Вместе с тем следствие не считает эту версию сколько-нибудь приемлемой. В первую очередь потому, что наркоманам-разбойникам не было никакого резона прятать тела своих возможных жертв.

Захар Козлов и Моритакэ Рика в повседневной жизни были крайне осторожны. Они никогда не открывали двери незнакомым людям, изучая пришедших подолгу в дверной глазок. По свидетельству соседей, Козлов и Моритакэ никогда не скандалили, не мешали громкой музыкой, всегда были вежливы. Опрос свидетелей также показал, что никто ничего не слышал и не видел в день преступления...

* * *

Во Владивостоке убийства иностранных граждан стали делом довольно привычным. Чаще всего жертвами российских преступников становятся китайские бизнесмены. Такие преступления иногда удается раскрыть. Тем не менее громкие дела, такие как убийство новозеландского адвоката Элдердайса, погибшего во Владивостоке от рук неизвестных преступников в 1994 году, и загадочная смерть вице-консула Южной Кореи Чой Дук Кина в 1997 году, так и остались нераскрытыми.

Автор: Федор ГУРКО, Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"