Сюда не зарастет народная тропа
Тропу эту народ начал топтать с тех пор, как аппарат полномочного представителя президента переехал из труднодоступного для ходоков восьмого этажа “Белого дома” в более демократичный цокольный этаж рядом стоящего здания по Алеутской, 16. Благо, сам бывший полпред-чекист тогда базировался по другому адресу, так что два кабинетика с двумя прихожими (плюс совмещенный с умывальником санузел) без излишеств, конечно, но смогли обеспечить насущные нужды небольшенького коллектива - всего по штату здесь числятся шесть человек.
Тропу эту народ начал топтать с тех пор, как аппарат полномочного представителя президента переехал из труднодоступного для ходоков восьмого этажа “Белого дома” в более демократичный цокольный этаж рядом стоящего здания по Алеутской, 16. Благо, сам бывший полпред-чекист тогда базировался по другому адресу, так что два кабинетика с двумя прихожими (плюс совмещенный с умывальником санузел) без излишеств, конечно, но смогли обеспечить насущные нужды небольшенького коллектива - всего по штату здесь числятся шесть человек.
Четыре месяца аппарат полномочного представителя работает без начальника, что не снизило “спрос” населения на услуги учрежденияХарактерно, что бушевавшие над представительством политические бури, хоть и вымели его с престижного белодомовского этажа, но сам аппарат практически не затронули. Кадровых чисток в представительстве не устраивали - менявшимся здесь хозяевам хватало мудрости не смешивать “чисто политику” с прямыми функциями конторы, которые аппаратчики отправляли качественно (за что, кстати, в прошлом году заслужили звание лучших среди подобных в России).
Функции эти вполне заурядны и достаточно жестко очерчены. Являясь (юридически) подразделением аппарата президента РФ, местные “аппаратики” должны поставлять наверх объем информации, необходимый для ориентации САМОГО в ситуации на местах. Так что в основном контора полпреда пишет - но не доносы, как утверждают некоторые, а донесения в центр об экономической, социальной, политической, демографической и т. д. ситуации в Приморском крае. Основой для них становятся не “развед-”, а вполне официальные статистические данные, публикации в местной прессе и иная всем доступная информация о том, “как живут, что жуют” на далекой дальневосточной окраине. (Ну, к примеру, в день посещения корреспонденту “В” выдали переправленную наверх информацию о задолженности по зарплате учителям на конец прошлого месяца - 84 597 тысяч рублей. При этом тенденция такова: если в начале года общие долги по зарплате в крае снижались, то теперь они снова - увы! - растут.) Такова государева служба - причем вне зависимости от того, в наличии сам полномочный представитель президента или нет. Полпред, напомним, отсутствует в крае четыре месяца.
Объем работы, признаются чиновники представительства, в последнее время несколько поубавился, что вызвано и временным местным “безвластием” (контора не имеет тех полномочий и функций, которыми обладал полпред), и временной непростой ситуацией в аппарате президента РФ, раздираемом известно какими противоречиями. Тем не менее государева служба идет, а контора исправно что положено пишет.
Все, что сверху того, - то от незащищенности и безотказности аппаратчиков представительства. А “сверх” основных функциональных обязанностей - не зарастаемая к конторе народная тропа.
Эти качества (незащищенность и безотказность чиновников) выгодно отличают представительство от десятков иных контор, пусть даже всенародно избранных столоначальников. Тропы ведь топчут туда, где ограды и “злой собаки” нет, где распахнуты двери. В представительстве на Алеутской дверь открыта всегда, в жаркий день - распахнута настежь. Никакой охраны, никаких пропусков - заходи, беспрепятственно жалуйся на житье-бытье. Что и делают граждане, заприметив солидную вывеску “...”.
Хлопот от этого в представительстве масса, порой контора смахивает на проходной двор (случалось, до 30 ходоков в день принимали). Есть, конечно, и “свои” посетители, но большая часть обращается совсем не по адресу (и это наводит на скорбную мысль: по адресу ходоки не находят ответа). К примеру, среди постоянных “клиентов” конторы - безутешные матери, добытчицы детских пособий. Их выслушивают, подсказывают, куда обратиться, дают соответствующую сопроводиловку под грифом представительства президента - и ведь помогает! Что подтверждает печальную истину: “Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек!” Такие вот “бумажки” от представительства, к слову, выручили не одну сотню приморских граждан. Впоследствии многие с удовольствием названивают “спасителям” и сердечно благодарят за выручку. Хотя сами авторы “сопроводиловок” не склонны преувеличивать вес и могущество конторской печати, считая, что часто она лишь добавляет уверенности мотающемуся по инстанциям человеку.
Хотя есть и очевидные факты вспомоществования. После одной из таких ситуаций рейтинг представительства заметно повысился в зоне. Когда по заявлению заключенного из Заводского было направлено обращение в прокуратуру, крайсуд, и те приняли решение о дополнительном расследовании дела. Чем история эта закончится, пока неизвестно, но авторитет президентского органа в глазах зеков повысился.
Или на днях в представительство пришла женщина вся в слезах: для устройства на работу в фирму собрала три тысячи долларов, а теперь ни работы, ни денег. Предприняли меры, и недавно женщина с благодарностью позвонила - все уладилось.
Очень часто идут с бытовухой, с текущими крышами и с невыплаченной зарплатой, с виртуальным законом о ветеранах и такими же “блокадными” пособиями. Беспокоят рационализаторы широкого профиля - от проектов усовершенствования системы городской канализации до предложений по оптимизации избирательной системы... Бывают курьезы - недавняя посетительница устроила в конторе скандал: стесненность в средствах не позволяет ей, многодетной матери, вести достойную жизнь и пользоваться французской косметикой. На запрос представительства в городском собесе ответили, что в прошлом году даме было выделено пять тысяч рублей на приобретение... коровы.
Нередко бомжи с соседних вокзалов наведываются, у каждого - душераздирающая история об утерянных билетах, украденных деньгах, смертельно болеющем дядюшке. Или постоянный “клиент” представительства из Артема, которого допекают резиденты США (пришлось принять у товарища заявление и выдать ему бумагу с печатью - конторе нетрудно, а человек успокоился). Нередки среди посетителей и профессиональные жалобщики и сутяги...
И все-таки подавляющая часть ходоков - нормальные, замордованные жизнью приморские граждане, считающие, что именно гарант-президент должен в конце концов решить неразрешимые их проблемы. Им не отказывают, большая часть канцелярских полок в представительстве занята папками с “делами” по частным жалобам и заявлениям - в настоящий момент таких под контролем около тысячи, в прошлом году из семи тысяч прошедших через “ставку” официальных бумаг более пяти - запросы и ответы по конкретным обращениям граждан.
Вот и выходит, полпреда нет, а контора все пишет и пишет - к сведению вышестоящей конторы в Москве, в помощь не самым счастливым приморским гражданам. Последнее в значительной части не по обязанности - по отзывчивости, вроде как на общественных началах. Дай бог им побольше чернил и бумаги (тем более что с прошлого года расходы на канцелярию в представительстве заметно урезаны, а штат сократился до четырех человек)!
Автор: Марина ЛОБОДА, "Владивосток"