Битва за флот
Ведущая отрасль экономики края - рыбная - переживает сегодня не лучшие времена. Практически разорены “киты” рыбодобычи - “Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота”, “Южморрыбфлот”, Дальневосточная база по добыче и обработке морепродуктов. Еле теплится жизнь в “Приморрыбпроме”. Война за “Востоктрансфлот” может оставить дальневосточных рыбаков без своих перевозчиков. На ладан дышат рыболовецкие колхозы.
Ведущая отрасль экономики края - рыбная - переживает сегодня не лучшие времена. Практически разорены “киты” рыбодобычи - “Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота”, “Южморрыбфлот”, Дальневосточная база по добыче и обработке морепродуктов. Еле теплится жизнь в “Приморрыбпроме”. Война за “Востоктрансфлот” может оставить дальневосточных рыбаков без своих перевозчиков. На ладан дышат рыболовецкие колхозы.
Краевой власти приходится делать неординарные шаги, чтобы сохранить рыбацкие судаПричины развала некогда мощных хозяйств лежат на поверхности. Общий бардак в стране не мог не сказаться и на рыбаках. Отмена господдержки (хотя во всем “рыночном” мире эта отрасль дотируется) перечеркнула все их долговременные программы развития. Демократизация, приватизация, зарождение “класса” директоров-собственников, свобода, доведенная до идиотизма, нарушили годами складывающиеся структуры управления. И на этой “удобренной” почве пышным цветом расцвел криминал. Борьба за сферы влияния, передел собственности, сопровождаемые контрольными выстрелами в головы и взрывами в подъездах жилых домов, обыкновенное воровство и грабеж, “приватизация” денег через зарубежные банки - все это реалии сегодняшнего дня рыбной отрасли.
Как говорят опытные моряки, в основе нынешних бед “Востоктрансфлота” - высокая востребованность рефрижераторного флота на международных линиях. В отличие от контейнерного, балкерного и танкерного (не говоря уже о пассажирском) флотов в мире ощущается нехватка тоннажа именно рефрижераторщиков. И сегодня эти “пароходы” дают самый высокий процент прибыли своим владельцам. Еще Карл Маркс отмечал, что капитал за 100 процентов прибыли пойдет на любое преступление. Не наше дело судить, есть ли в действиях бывшего и нынешнего руководства “Востоктрансфлота” признаки злого умысла, пусть этим занимаются органы дознания и прокуратуры. Отметим как факт: за период 1992-1998 годов из имеющихся на этом предприятии 90 мощных транспортных рефрижераторов и танкеров были проданы за границу 44 судна. Еще 8 судов были исключены из реестра и переданы под иностранный флаг. В “Восток-трансфлоте” осталось всего 38 единиц флота (42 процента от первоначального состава). По другим данным - на “плаву” 17 судов.
Распродажа рефрижераторов больно ударила по всему Дальнему Востоку. Отечественный флот, работающий на промысле, лишается возможностей нормального вывоза готовой рыбопродукции. Руководство “Дальморепродукта”, например, вынуждено заказывать для транспортировки рыбы из Охотоморья рефрижераторы в Норвегии и Дании. Иностранцы, естественно, диктуют свои тарифы. И вкупе с подорожавшим топливом эти тарифы “задирают” себестоимость рыбопродукции, идущей на внутренний рынок.
Процесс продажи промысловых и транспортных судов идет не только в “Восток-трансфлоте”. Это как бы секрет полишинеля: все знают, что сейнеры уходят за рубеж, но никто не знает, сколько. Да и немудрено. Новые собственники знают множество способов, как превратить судно из общественной собственности в свою личную. А тут еще и вал банкротств. Что пытаются продать в первую очередь ликвидаторы? Правильно, суда! В колхозе “Первое мая” судебные приставы сразу положили глаз именно на промысловый флот, пытаясь “толкнуть” его даже ниже остаточной стоимости. В рыбопромышленной корпорации “Новый мир” “ликвидаторы” тоже предприняли попытку запустить процесс продажи колхозного флота. И только благодаря усилиям краевой администрации распродажа была приостановлена, хотя надо признать честно, с этой “распродажной” тенденцией бороться сложно. Наше законодательство оставляет слишком большую свободу действий для судовладельцев. Но, с другой стороны, и выступать в роли стороннего наблюдателя краевая администрация просто не может. Ведь последствия от распродажи судов просто катастрофические: тысячи людей лишаются работы, умирают рыбацкие села и поселки, бюджеты всех уровней не получают свои “законные” отчисления, а значит, не могут выплатить зарплату бюджетникам, пенсии старикам...
Поэтому краевые власти пытаются на своем уровне бороться с разграблением флота. Так, из “Белого дома” было направлено соответствующим госслужбам предписание “выдавать разрешения на исключение судов из Госреестра РФ с последующей передачей его иностранному судовладельцу только после согласования с администрацией края, налоговой инспекцией, Госкомрыболовством РФ и ФСБ”.
Но судовладельцы тут же отправили жалобу в Генеральную прокуратуру. В результате предписание администрации края было опротестовано и отозвано.
Тем не менее именно благодаря этому предписанию удалось предотвратить продажу за рубеж трех современных рефрижераторов и двух танкеров.
А битва за флот продолжилась уже на более высоком уровне. Губернатор Приморья Евгений Наздратенко отправляет письмо председателю правительства РФ и в Госкомитет Российской Федерации по рыболовству, в котором он ходатайствует “о законодательном установлении порядка, при котором ни одно судно не может быть продано, отчуждено за границу или заложено за долги иностранным банкам и иным кредитным организациям без санкции командования ВМФ, ФСБ, Госкомрыболовства, министерства транспорта, МЧС”.
Председатель Государственного комитета РФ по рыболовству Н. Ермаков в своем ответе полностью соглашается с позицией губернатора и считает, что “необходимо усилить роль государства, чтобы противостоять этой опасной тенденции”.
“Госкомрыболовство России, - пишет он, - разрабатывает проект правил государственной регистрации в морских рыбных портах рыбопромысловых судов, прав и сделок с ними, в который планируется включить ряд требований, направленных на защиту государственных интересов России и позволяющих навести порядок в вопросах продажи рыбопромысловых судов иностранным компаниям”.
Конечно, принятие этого проекта позволит значительно сократить уход отечественного флота под иностранные флаги. Но для этого нужно время. А сейнеры и транспорты “уплывают” уже сейчас.
- Поэтому, - говорит Евгений Наздратенко, - сегодня нам пришлось предпринять отчаянные шаги. По “Первому мая” дано указание силовым структурам, милиции не исполнять решений по продаже флота. Пусть это не совсем законное с моей стороны решение, но, поверьте, через 3-4 года сама жизнь подтвердит, что оно было правильным. Я очень надеюсь, что тем, кто банкротит и грабит наши предприятия, тем, для кого, кроме наживы, в этой жизни нет ничего святого, в конце концов придется отвечать за все, что они сотворили.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"