В рыбном порту рыбой едва пахнет
Состоялось годовое собрание акционеров ОАО “Владивостокский морской рыбный порт”. Финансовый кризис в стране, резкое сокращение поставок импортной продукции, многократное увеличение железнодорожных тарифов на экспортные грузы, значительное сокращение объемов рыбопродукции, поступающей на местный рынок, - все это сегодня в полной мере испытывает на себе второй по величине порт Владивостока.
Состоялось годовое собрание акционеров ОАО “Владивостокский морской рыбный порт”. Финансовый кризис в стране, резкое сокращение поставок импортной продукции, многократное увеличение железнодорожных тарифов на экспортные грузы, значительное сокращение объемов рыбопродукции, поступающей на местный рынок, - все это сегодня в полной мере испытывает на себе второй по величине порт Владивостока.
До последнего времени Владрыбпорт продолжал работать в нормальном режиме, в первом полугодии 1998 года предприятие даже увеличило объемы грузопереработки. Но причины внешнего характера, а также неадекватный подход государства к проблемам портовиков сегодня уже не дают возможности наращивать грузооборот.
По объективным причинам значительно сократился объем рыбной и другой пищевой продукции, перерабатываемый рыбным портом. Если в советские времена порт перегружал от 800 тыс. до 1,2 млн. тонн различных рыбных и других пищевых грузов в год, то теперь их объем снизился до 150-200 тыс. тонн (сегодня предприятие перегружает и хранит сельдь, камбалу, терпуг и минтай). Из-за сокращения грузопотока часть основных фондов сегодня простаивает. Предприятие вынуждено расширять номенклатуру перерабатываемых грузов, работать с металлами, лесом, удобрениями и так далее. Поэтому, по мнению начальника отдела маркетинга Владимира Дядькина, рыбным порт сегодня называется условно. В то же время традиционный и некогда основной профиль деятельности - переработка и хранение скоропортящихся продуктов питания - является наиболее приемлемым и, главное, прибыльным.
Проблема заключается в том, что порт самостоятельно не может повлиять на грузопоток рыбопродукции. Действительно, как убедить дальневосточных рыбаков везти уловы во Владивосток и в другие российские порты, если рыбодобывающим компаниям это просто невыгодно? Уже известно, что за время последней минтаевой путины рыболовецкие компании Дальнего Востока выбрали практически все квоты, выловив 850 тыс. тонн. Но большая часть рыбы ушла на экспорт, минуя российские порты. И это, увы, касается не только минтая.
Если проблемы с рыбными грузами порт испытывает уже не первый год, то финансовый кризис в августе 1998 года преподнес предприятию новый неприятный сюрприз. Девальвация российского рубля привела к прекращению поставок импортных мясопродуктов. Куриные окорочка, колбаса и сосиски из США оказались сегодня слишком дорогим удовольствием. В результате после финансового кризиса в стране порт перегрузил всего 3,3 тыс. тонн мороженого продовольствия из США (эта продукция поступила по контрактам, заключенным ранее). А до августа через Владрыбпорт ввозили в среднем 50-55 тыс. тонн мясопродуктов в год. Планируемые объемы на 1998 год составляли 60 тыс. тонн, фактически же ввезено 23 тыс. тонн. Таким образом, предприятие лишилось не только значительной доли выгодных грузов, но и доходов, которые получало за их хранение в холодильниках. В несколько раз сократились поставки пищевых продуктов из Южной Кореи - вместо 8 тыс. тонн по плану в прошлом году перегрузили всего 1 тыс. тонн.
Если в первой половине 1998 года, по данным отдела маркетинга, Владрыбпорт перегрузил 280,6 тыс. тонн различных грузов, то во втором полугодии было переработано всего 98 тыс. тонн. Это явилось прямым следствием сокращения импорта, доля которого в грузообороте составляла 25 процентов.
С экспортом тоже не все гладко. В феврале 1999 года появилось постановление МПС, согласно которому все грузы, предназначенные для отправки на экспорт, должны перевозиться по валютному тарифу. Таким образом, стоимость перевозки экспортных грузов по российским железным дорогам увеличилась в несколько раз. Многие экспортеры вынуждены были отказаться от услуг железнодорожников или искать обходные пути доставки грузов. Кроме того, по данным отдела маркетинга порта, введение экспортных тарифов привело к тому, что грузопоток был перенацелен из портов Дальнего Востока на западные порты России и стран Балтики. В результате большая часть планируемых экспортных грузов после февральского постановления МПС так и не была доставлена в рыбный порт.
Вот конкретный пример: сегодня стоимость перевозки одной тонны удобрения, предназначенного на экспорт, из Ангарска во Владивосток по железной дороге увеличилась до 73 долларов. Тарифы же порта на перегрузку тонны удобрения остались прежними и составляют 7 долларов. Увы, резкое увеличение стоимости железнодорожных услуг не позволило экспортерам воспользоваться сравнительно дешевыми услугами порта. Поэтому в порт не поступило до 50 тыс. тонн удобрений. Кроме того, кризис и тарифы на перевозку повлияли на планы предприятия по привлечению экспортируемого металла, в итоге порт не получил 100 тыс. тонн этого груза.
Но несмотря на проблемы общеэкономического характера и снижение грузооборота в 1998 году, порт сохраняет финансовую устойчивость. На сегодняшний день предприятие не имеет задолженности в бюджеты всех уровней, а также долгов перед трудовым коллективом по заработной плате. Порт участвует практически во всех тендерах по привлечению грузов. Проблемы внешнего характера, связанные с изменением динамики и номенклатуры грузооборота, порту приходится решать за счет внутренних резервов. Поэтому на предприятии продолжают техническое переоснащение, приобретают новое погрузочное оборудование, что в итоге позволит еще более эффективно работать с самыми различными видами грузов.
Автор: Вадим БРАТУХИН, специально для "В"