Золото добывали стальным кулаком

На счету этой банды - более десятка грабежей и разбоев. Описание их преступных деяний занимает несколько увесистых томов уголовного дела. Ущерб, нанесенный добропорядочным гражданам, приближается к миллиарду неденоминированных рублей. А итогом стали длительные сроки заключения.

24 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №564 от 24 март 1999

На счету этой банды - более десятка грабежей и разбоев. Описание их преступных деяний занимает несколько увесистых томов уголовного дела. Ущерб, нанесенный добропорядочным гражданам, приближается к миллиарду неденоминированных рублей. А итогом стали длительные сроки заключения.

Не знаю, называли ли они себя идейными борцами за денежные знаки, но так получилось, что современные робин гуды грабили только зажиточных граждан. Впрочем, думается, на самом деле никакими идеями социальной справедливости при экспроприации денежных знаков и не пахло. Имелся лишь простой расчет: дескать, что с нищего пролетария возьмешь - рваные, пардон, трусы да справку о задержанной за полтора года зарплате? Другое дело богатенькие!

В 1996 году Андрей Владимирович Фисенко к своим 28 годам пришел с солидным жизненным багажом за спиной. Родившись в селе Осиповка Приморского края, окончив школу и ПТУ, он, как и все советские люди, отправился в армию - защищать рубежи родной отчизны. Но дух авантюризма был у него, судя по всему, в крови. Посему неудивительно, что вскоре Андрей Владимирович попал в “цепкие лапы” военного трибунала, который, принимая во внимание статьи 144, ч. 2, 146, ч. 2, п. а и б, и 212-1, ч. 3, отправил бедолагу в места не столь отдаленные, но довольно неприятные для долговременного проживания. За скупыми юридическими формулировками скрывались разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц и с применением оружия, кража - то бишь тайное хищение чужого имущества и угон транспортного средства. В совокупности все тянуло на 4 года лишения свободы, которые Андрей Владимирович честно провел за колючей проволокой.

Впрочем, пребывание в тех самых местах, не предрасположенных к комфорту, на путь исправления его не поставило. А скорее даже напротив. Мирный труд после освобождения продолжался недолго. Андрею Фисенко, к тому времени уже обзаведшемуся семьей, хотелось всего и сразу. Желание быстрого богатства привело к тому, что летом 1996 года образовалось преступное сообщество, именуемое в просторечье бандой, где Андрей Фисенко стал предводителем, заводилой и идейным вдохновителем. Помимо него в банду вошли ранее не судимые 27-летний Виктор Гресько, 26-летний Андрей Подъелышев и 27-летний Павел Топчевод. Для чего было создано это неформальное объединение по интересам, объяснять не приходится - не для совместных просмотров кинофильмов, это точно. Сухие формулировки обвинительного заключения гласят: “Гресько, Топчевод, Подъелышев и Фисенко по предложению последнего организовали устойчивую вооруженную группу - банду - с целью нападения на граждан для завладения имеющейся у них иностранной валютой, денежными средствами и другим имуществом”.

Первым делом бандиты решили обзавестись оружием. Летом 1996 года Андрей Фисенко приобрел пистолет “ТТ”, а осенью - револьвер “Ларго”, Позже у банды появились газовый револьвер “Айсберг” и пневматический пистолет “Иж-Корнет”.

Первым их совместным делом стало нападение на жительницу Владивостока Л. - Фисенко знал, что она хранит в своей квартире большие денежные средства и золотые украшения.

30 июля 1996 года Гресько, Подъелышев и Топчевод подъехали к дому № 20 на улице Черемуховой, сам же Фисенко остался ждать подельников у себя дома. Зная, что Л. продает свой микроавтобус, они представились потенциальными покупателями, и Л. впустила их в квартиру. Убедившись, что в доме, кроме женщины и ее малолетнего сына, никого нет, преступники приступили к реализации своего дьявольского плана.

Увидев пистолет, Л. пронзительно закричала. Тогда Гресько изо всей силы ударил ее рукояткой пистолета по спине. Несчастную женщину начали душить, но та упорно отказывалась показать, где находятся деньги и золото. И тогда Гресько взвел курок и приставил пистолет к голове ее сына...

Вдоволь порезвившись во Владивостоке, Фисенко сотоварищи решает отправиться на “гастроли” в Находку - кто-то ему сказал, что там у местной жительницы К. хранится крупная сумма иностранной валюты. В ноябре 1996 года банда в полном составе выехала в Партизанск. В течение нескольких дней они регулярно наведывались в Находку, где наблюдали за К., установили ее домашний адрес и выяснили график ее передвижений по городу.

Около 9 часов утра подъехали к квартире жертвы. Они точно знали, что примерно в это время К. отправляется на автостоянку за своей машиной. По пути к автостоянке все и произошло - когда К. вышла из дома вместе с 4-летним сыном и поравнялась с грабителями, Гресько и Топчевод наставили на нее револьвер. Женщина, впрочем, оказалась не робкого десятка. Она успела выстрелить из газового пистолета, но, к несчастью, промахнулась. Гресько и Топчевод быстро при помощи кулаков и револьвера сумели подавить сопротивление слабой женщины. Несколько раз ударив ее по голове и спине, грабители выхватили у нее сумку, в которой находилось 20000 долларов, 100 миллионов неденоминированных рублей.

Следующее преступление этой банды было также совершено за пределами Владивостока - на этот раз в Уссурийске. Фисенко стало известно, что там в доме на улице Штабского проживает богатенький коммерсант З.

19 февраля 1997 года около 21 часа 30 минут бандиты обманным путем ворвались в квартиру коммерсанта. Самого З. под угрозой пистолета отвели на кухню и, приставив револьвер к голове, потребовали в добровольно-принудительном порядке выдать имеющиеся ценности. Получив отказ, грабители повалили коммерсанта на пол и принялись жестоко избивать. А в это время в комнате их подельники снимали золотые украшения с жены З.

Несчастного коммерсанта бандиты избили до полусмерти - сломали металлической бейсбольной битой два ребра, “причинили” тяжелейшее сотрясение мозга. И лишь когда нападавшие приставили пистолет к голове его жены, З. показал налетчикам тайник, где хранил свои сбережения.

Через 2 месяца, 13 апреля, Фисенко сотоварищи вновь отправился в Уссурийск. На этот раз их жертвой стала некая г-жа Х., промышлявшая в этом городе подпольной куплей-продажей золота и украшений. В тот день Топчевод и Гресько, вооружившись револьвером, заявились на квартиру Х. под видом покупателей.

Дружеская совместная попойка обернулась для Х. печально. Новые знакомые под угрозой пистолета похитили у женщины золотые изделия. Такому набору мог бы позавидовать любой ювелирный магазин. Общий список похищенного уместился лишь на трех листах машинописного текста: здесь и золотые цепи, и кресты, и кулоны, кольца - всего 72 предмета на общую сумму 45 912 тысяч неденоминированных рублей. Впрочем, из квартиры Х. робин гуды похитили не только золото, но и 2 утюга “Мулинекс”, коробку шоколадных конфет, флакон с гелем для укладки волос и две бутылки шампанского. Наверное, для того, чтобы отпраздновать удачное завершение предприятия.

Так продолжалось еще почти полгода. Менялись лишь фамилии потерпевших да списки украденного. Бандиты не гнушались ничем - брали не только рубли, валюту и драгоценности, но и носильные вещи. В числе украденного бандой Фисенко числятся также полевой бинокль, машинка для стрижки, йогуртница, часы-будильник, видеокассета с записью боевика “Стальной кулак” и газовый пистолет.

Но сколько веревочке ни виться... Вскоре к раскрытию этих преступлений подключилось управление по борьбе с организованной преступностью. По сходству почерка сыщики установили, что в разных городах Приморья работает одна и та же банда, промышляющая разбойными нападениями на зажиточных граждан. В управлении была создана оперативная группа, которая сосредоточила все усилия на поимке преступников. На раскрытие преступлений была сориентирована вся агентурная сеть, оперативники буквально по крупицам собирали информацию о деятельности бандитов. И вскоре, к концу 1997 года, вышли на банду Фисенко.

Следствие продолжалось около года. Оно было поручено следователю по особо важным делам управления по расследованию организованной преступной деятельности УВД края. А в конце прошлого года уголовное дело по обвинению Фисенко, Гресько, Топчевода и Подъелышева было передано в суд. Доморощенные робин гуды обвинялись по статьям 77 (бандитизм), предусматривающей ответственность за создание и участие в деятельности бандформирований, 144 (кража), 146 (разбой) УК РСФСР и ст. 162, ч. 3 (разбой), ст. 222, ч. 3 и 4 (незаконное хранение оружия), и ст. 150 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность) УК РФ.

В конце февраля состоялся суд над участниками банды Фисенко. Он признал робин гудов виновными в совершении тяжких преступлений и приговорил их к длительным срокам заключения - от 15 до 16 лет лишения свободы.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"