И морскому ежу понятно,
Любите ли вы мармелад? Конечно. А конфеты “Птичье молоко”? Ну кто же их не любит! Причем настоящие гурманы, конечно, замечают, что “Птичье молоко” из Москвы по вкусу значительно уступает владивостокскому, фабрики “Приморский кондитер”, хотя изготавливаются конфеты по одному рецепту. В чем секрет? В агаре
Любите ли вы мармелад? Конечно. А конфеты “Птичье молоко”? Ну кто же их не любит! Причем настоящие гурманы, конечно, замечают, что “Птичье молоко” из Москвы по вкусу значительно уступает владивостокскому, фабрики “Приморский кондитер”, хотя изготавливаются конфеты по одному рецепту. В чем секрет? В агаре
что без него единственное на всю страну предприятие по производству агара в Ольге может погибнуть. А вместе с ним обнищает и поселокАгар - это плотная студенистая масса, которую получают из красных водорослей и используют в кондитерской промышленности как наполнитель для таких вот вкуснятин. Да еще в биологии - как основу питательных сред для выращивания бактерий и микроорганизмов. Вспоминают, что использовался он когда-то как стратегическое сырье в военной промышленности - в те времена, когда у нас она еще была.
Так вот, в приморском “Птичьем молоке” используется агар отечественного производства, сделанный на Владимирском агаровом заводе, что в заливе Владимир Ольгинского района, на северо-востоке края. Это продукт экологически чистый, очень высокого качества. Потому и конфеты получаются такие замечательные, с начинкой из нежного и плотного суфле. А московские сладкоежки вместе с “Птичьим молоком” едят агар импортный, по цене раза в 2 дороже ольгинского, но по качеству значительно ему уступающий. Говорят, там, где нашего агара требуется килограмм, импортного придется использовать 4.
Этот агаровый завод сегодня уникален - один на всю Россию остался в живых. Остановлены его собратья в Южноморском под Находкой, в Корсакове на Сахалине... Да и он еще совсем недавно, полгода назад, будучи собственностью “Приморрыбпрома”, числился в умирающих... но как мог продлевал агонию. Налоги платил агаром, им же рассчитывался за электроэнергию, бывало, и зарплату своим рабочим выплачивал своей же продукцией - раза два в год. Причем агар уходил по цене намного ниже себестоимости. Жители трех поселков (Веселый Яр, Тимофеевка, Ракушка) - бывших военных гарнизонов, брошенных адмиралами на произвол судьбы, были в отчаянии: этот завод единственный давал жизнь поселкам и работу его жителям. Ольгинский районный бюджет вот-вот мог лишиться одного из своих немногих налогоплательщиков и единственного промышленного предприятия. Никому не нужное, оно было обречено и в расчете на дурака выставлено на продажу.
Ох и смел же наш отечественный производитель! И душат его, и давят, и обманывают, а он все себе дела ищет, перспектив жаждет и продолжает деньги вкладывать не в надежные швейцарские банки, а в наши шатающиеся предприятия. В общем, дурак, извините, нашелся. В лице ООО “Лиственное”, которое что-то разглядело в агонизирующем предприятии, взяло кредит у японцев и выкупило одряхлевший, нуждающийся в реконструкции завод.
Ну не зря же говорят, что дуракам везет. То ли потому, что они работу любят, то ли потому, что работа любит их. А еще они, как правило, мечтатели, заглядывают далеко вперед и что-то там умеют разглядеть, какое-то светлое будущее. В общем, через 3 месяца работы с новыми хозяевами завод дал прибыль, увеличил число рабочих мест. А к апрелю количество работающих вырастет со 107 до 167. Потом, когда появится свой маленький флот, до 200, потом до 390... Погашены долги перед бюджетом района. Коллектив впервые за последние годы начал регулярно получать зарплату. Возобновилось сотрудничество с учеными из ТИНРО, которые охотно практикуют на заводе и на его морских огородах, изучая и внедряя свои теории.
Кроме производства агара у завода есть и другие направления, в которых он давно работает. Не столько прибыльные сегодня, сколько перспективные завтра. Одно из них - искусственное выращивание гребешка. Сделаны первые успешные попытки поставлять его в Корею. Выращивают его в огородах морской капусты, которая, кроме того, что служит хорошей кормовой базой для морского ежа, охотно покупается в виде сырья для перерабатывающих предприятий под Владивостоком. А теперь ее решили перерабатывать сами и снабжать вкусной и дешевой консервированной капустой соседние районы. Есть еще коптильный цех, который вот-вот заработает в полную силу, тогда и жители краевого центра смогут попробовать вкуснейшую рыбку холодного копчения, выловленную здесь же, своей рыболовецкой бригадой, которая обязательно будет организована. Ведь уже и приобретение собственного маленького флота не за горами. В недалеком будущем - добыча и переработка осьминога, пуск заводика по разведению лососевых, который мечтают поставить на маленькой речке на въезде в Веселый Яр.
Но самое главное сегодня - срочно нужна реконструкция котельной - важнейшего звена в технологическом процессе изготовления агара. Котлы здесь давно “пенсионеры”, с 53-го года на бессменной трудовой вахте, угля требуют много, а эффективность неважная. И не менее срочно нужно строить водовод, чтобы наладить бесперебойное снабжение завода водой - до сего дня ему приходится “пить” из ближайшего озера, которое в зимние месяцы промерзает, останавливая производство...
В развитие предприятия деньги предстоит вложить немалые. Единственный путь, который может дать средства для этого, - добыча и поставка на экспорт в Японию морского ежа.
До последнего времени мирными соседями на рыбопромысловых участках Ольгинского района были 3 предприятия, в том числе и агаровый завод. Но пришел срок перераспределять в краевом комитете рыбного хозяйства рыбопромысловые участки, и ожившему заводу заявили - один из трех участков придется отдать. На тот, где “цветут и пахнут” огороды морской капусты или подрастают на коллекторах икринки гребешка, покушаться никто не будет: и капуста, и гребешок - собственность предприятия. Значит, отдать придется ежовый участок.
Сохранение всех рыбопромысловых участков для предприятия сегодня жизненно важно - это возвращение кредита японцам, поверившим в хорошее будущее предприятия, гарантия получения средств на реконструкцию и дальнейшее развитие производства, осуществление мечты о собственных рыбопромысловых судах, проведение запланированных в бизнес-плане работ по очистке побережья и прибрежных вод (говорят, после хозяйствования военных берег залива в этом очень нуждается), воспроизводство объектов промысла. Иначе - свертывание программы, сокращение рабочих мест.
Как много теперь зависит от решения краевых властей! Его с замиранием сердца ждут воспрянувшие было духом жители трех заброшенных поселков - они уже написали слезное письмо губернатору с просьбой оставить заводу его участки. Положительного решения ожидает районная администрация, которой грозит потеря градообразующего предприятия, - глава администрации тоже написал бумагу с той же просьбой и по тому же адресу. А еще и потому обидно ольгинцам, что под угрозой свое, родное, исконное, с 30-х годов существующее здесь предприятие, на смену которому, скорее всего, придет кто-то чужой и равнодушный - фирма-однодневка, каких сегодня много, просто собирающаяся легко подзаработать на еже. И что там останется местным жителям после этого одноразового “хозяина”, когда он выгребет с “золотого дна” все возможное?
Разве пришлым “варягам” есть дело до создания рабочих мест, содержания котельной для отопления Веселого Яра, ремонта жилого фонда? Разве чужакам есть дело до проблем экологии, занимающей такое важное место в бизнес-плане завода, рационального природопользования и охраны окружающей среды, воспроизводства объектов промысла?
...Собираясь приобретать рыболовецкие суда, директор завода позвонил в службу занятости района и просто поинтересовался на будущее, есть ли на учете специалисты морского дела - мотористы, боцманы. Через 2 часа после этого разговора отдел кадров завода замучили телефонными звонками желающие записаться в очередь на работу. Записывать пока никого не стали - решили не спешить и не обнадеживать людей понапрасну. Ведь неизвестно еще, что там решат в крае...
Кстати, даже без учета этих морских спецов очередь желающих получить работу составляла в отделе кадров на 1 января 170 человек.
Автор: Ирина ГЛАДКИХ, специально для "В"