Надо только выучиться ждать?..

“Я, Сафонов Павел Гаврилович, получил в группе “Надежда” 3 тысячи рублей в счет погашения долга Приморского продовольственного благотворительного фонда. 10.02.99". Около 40 подобных расписок дали в этот день Валентину Василенко, а взамен он раздал вкладчикам печально известного фонда 150 тысяч рублей.

12 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №543 от 12 февр. 1999

“Я, Сафонов Павел Гаврилович, получил в группе “Надежда” 3 тысячи рублей в счет погашения долга Приморского продовольственного благотворительного фонда. 10.02.99". Около 40 подобных расписок дали в этот день Валентину Василенко, а взамен он раздал вкладчикам печально известного фонда 150 тысяч рублей.

Вкладчики Приморского благотворительного фонда стали получать свои деньги

Это были “живые” деньги, в основном пятисотки, и корреспонденты “В” их видели. Их доставал из своего “дипломата” и выдавал собравшимся в совете ветеранов Советского района Владивостока Валентин Василенко, представившийся последним управляющим делами ППБФ, работавшим там вплоть до мая 1998 года и тоже потерявшим свои, вложенные в фонд деньги.

- Вина моя в том, что я не умею плохо работать, и я столько вовлек людей в эту, по сути, мошенническую организацию, - признался Валентин Андреевич приглашенным им сюда, на проспект 100-летия, 106, журналистам. Здесь, в помещении районного совета ветеранов, Василенко в свое время организовал филиал фонда и принимал в него новых вкладчиков. Именно потому возврат долгов ППБФ Валентин Андреевич решил начать со здешних, советских стариков.

Они стояли в коридоре - стульев на всех не хватило - и плохо верили, что сейчас, за вот этой дверью, им вернут сбережения, об утрате которых столько плакано-переплакано.

- Василенко позвонил мне по телефону и спросил: “Вам деньги нужны?” Если да, то, мол, приходите 10-го и получайте, - рассказала корреспондентам “В” 73-летняя Надежда Шевченко. - Вот я и пришла. Вкладчиком-то у нас муж числится, но он лежит дома, только недавно выписался из инфарктного отделения больницы на Первой Речке, еще очень слаб. Деньги, конечно, нужны: мы в долгах. За время болезни Николая Кузьмича столько потрачено на лекарства...

- Ничего, Петровна, - утешает ее старый знакомый этой семьи Алексей Елистратов, - выкарабкается Николай, все-таки у него закалка фронтового разведчика. И деньжат вот обещают дать. Мне тоже позвонили, пригласили получить. Откровенно говоря, не верится. Я ведь все эти полтора года за свои сбережения боролся: и в фонд постоянно обращался, и в общество обманутых вкладчиков при мэрии, и в суд. Решение суда у меня на руках, а деньги полностью так и не выплатили.

10 февраля только часть вложенных в ППБФ средств (не всю сумму вкладов. -

С. Ж.) получили и Надежда Шевченко, и Алексей Елистратов, и терпеливо стоявший с палочкой напротив заветной двери задыхающийся (“Грудная жаба давит, детка”, - сказал он мне. - С. Ж.) инвалид Константин Решетов 1918 года рождения.

Происхождение денег Валентин Василенко объяснял журналистам долго. Но если коротко, то деньги, по словам Валентина Андреевича, он попросту насобирал у богатых людей и фирм. Участвовал в организации празднования Дня защиты детей, рождественских мероприятий, поэтому “у меня списки этих людей есть. Около сотни фирм и людей”.

Как говорит Валентин Василенко, он приходит к богатым: “Ну, вы можете дать?” - “Можем”. И выделяют средства. Но это, по мнению Валентина Андреевича, “не главные деньги. Главные - это там, где мы сегодня работаем по коммерческой части”.

По словам Валентина Василенко, группа “Надежда” строит свою коммерцию лишь на честности партнеров: “Оборотных средств у нас нет. Здесь будут только обязательства честных людей, в том числе и администрации края”. Сотрудников у “Надежды” тоже почти нет: “На уровне макрооборота не надо большого количества людей, как в мелкорозничной торговле”.

Словом, выходит, что группа, которую можно пересчитать на пальцах одной руки, при отсутствии какого бы то ни было начального капитала пытается раскрутить “макрооборот” коммерческой деятельностью, чтобы вернуть обманутым вкладчикам Приморского продовольственного благотворительного фонда их деньги. А задумано это все, по словам Валентина Андреевича, “для того, чтобы надежда людская не умерла, чтобы народ восставал из пепла”.

Дело, конечно, хорошее. Как говорится, вот бы все вышло по-задуманному! Хотя известные цифры не дают оснований для излишнего оптимизма. Да, 10 февраля 40 вкладчикам ППБФ было роздано 150 тысяч рублей. Но обманутых вкладчиков фонда в крае свыше 9 тысяч, и собрала у них деловитая команда Игоря Чернозатонского миллиарды рублей, которые после деноминации превратились в 80 миллионов. Это очень большие деньги. И дай бог, чтобы “Надежда” не обманула надежд уже не однажды обманутых стариков.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"