Союз рыцарей белой идеи
Когда в начале 1920 г. в Шанхае появились первые военные, отступившие из Сибири, местное население встретило их недоброжелательно: проигравших не любят. Тогда многие коммерсанты-эмигранты думали, что советская власть долго не продержится и Россия неизбежно вернется к капитализму. Белых офицеров называли фанатиками или бездельниками. На их просьбы о помощи дельцы с иронией предлагали вернуться в Россию и послужить большевикам. Кто действительно пришел на выручку “рыцарям белой идеи”, так это дамы - жены тех же коммерсантов. В конце 1920 года они устроили благотворительный бал, который дал сбор 7200 долларов. Все деньги поделили поровну между нуждающимися.
Когда в начале 1920 г. в Шанхае появились первые военные, отступившие из Сибири, местное население встретило их недоброжелательно: проигравших не любят. Тогда многие коммерсанты-эмигранты думали, что советская власть долго не продержится и Россия неизбежно вернется к капитализму. Белых офицеров называли фанатиками или бездельниками. На их просьбы о помощи дельцы с иронией предлагали вернуться в Россию и послужить большевикам. Кто действительно пришел на выручку “рыцарям белой идеи”, так это дамы - жены тех же коммерсантов. В конце 1920 года они устроили благотворительный бал, который дал сбор 7200 долларов. Все деньги поделили поровну между нуждающимися.
Как-то на одном из заседаний шанхайского Литературно-артистического общества, участниками которого в основном были белые офицеры и их жены, возникла мысль основать союз военнослужащих. По мнению учредителей, новая организация должна была иметь “для заработка” и помощи нуждающимся собственные предприятия: магазин, автомобильную мастерскую и даже салон дамских нарядов.
Сказано - сделано. 20 июня 1920 г. в квартире поручика П. Черкеза собралась инициативная группа: поручики Педдер и Дунка, прапорщик Смирнов, подпоручик Шингарев, капитан Голос. После собрания Черкез и Смирнов отправились к помощнику военного агента полковнику К. А. Кременецкому. Тот заявил, что не верит в жизненность нового общества, но тем не менее выделил на первые нужды 500 долларов.
3 июля 1920 года в зеленом зале российского консульства состоялось учредительное собрание, на которое пришли 70 человек. Первым председателем союза военнослужащих стал полковник генерального штаба Дюсиметьер, работавший секретарем Русско-Азиатского банка. Через несколько дней учредители торжественно открыли в особнячке недалеко от русской церкви в Чапее свое общежитие - бездомным офицерам приходилось ночевать на лавочке в парке. Усилиями офицерских жен в общежитии была создана уютная обстановка. На веранде устроили столовую, наняли повара. В первый месяц в столовой отпустили 30 обедов, во второй - уже 50.
500 долларов союзу, правда, хватило ненадолго. Но со временем появились первые жертвователи. Полковник Татаринов и генерал Подтягин прислали соответственно 1500 и 500 долларов. Русско-Азиатский банк передал на открытие магазина союза 2500 долларов. Увы, на первых порах офицеры ничего не смыслили в коммерции, и многие их начинания заканчивались банкротством. В 1921 году шанхайский приют заполнили бежавшие из России остатки отряда атамана Анненкова. Ни одному из анненковцев тогда не отказали в жилье и помощи.
Союз военнослужащих в Шанхае был аполитичной организацией, хотя и ее члены по понятным причинам отрицательно относились к большевикам. К тому же он был едва ли не единственным оплотом белой идеи в Шанхае. По праздникам в союз приезжали гости из других мест. Правда, к концу 1921 г. финансовые неудачи чуть было не привели шанхайский союз к банкротству. Тогда было решено коренным образом его реорганизовать. 9 января 1922 г. на общем собрании утвердили новый устав. В нем, в частности, значилось: 1) объединить всех служивших в военном и морском ведомствах для оказания взаимопомощи; 2) изыскивать способы существования членов союза; 3) обмениваться знаниями военно-научного характера; 4) закрепить и поддержать традиции армии и флота в названии - Союз служивших в российской армии и флоте. Председателем избрали генерал-лейтенанта генштаба Вальтера. Был также учрежден суд чести.
Работы членам союза прибавилось, когда появились беженцы из белого Приморья. Небольшая столовая уже не могла вместить всех желающих. На время пришлось снять дополнительное помещение для общежития. Вскоре было открыто и бюро по устройству на работу.
Если в период организации союза его участники ставили себя вне политики, то со временем все изменилось. После основания генералом Врангелем русского Общевоинского союза в западной Европе комитет изменил устав и с 18 июля 1926 г. стал антикоммунистической организацией.
Иначе складывалась ситуация с военными эмигрантами в Тяньцзине. Одной из первых воинских организаций в этом городе было отделение Союза бывших военнослужащих российской армии и флота, основанное в сентябре 1926 г. Во главе его стояли гвардии полковники А. Бендерский, П. Веденяпин и моряк Л. Муравьев. Это отделение энергично работало до начала японской агрессии в Китае. Члены союза военнослужащих оказывали большое влияние на многие общественные организации в Тяньцзине, например на Русский клуб и Русскую национальную общину. Активная деятельность союза родила оппозицию, которую возглавил председатель союза инвалидов войсковой старшина Сибирского казачьего войска Шишкин. Обладая неплохими литературными способностями, он издавал едкие памфлеты на бывших товарищей по оружию.
В Харбине в 1920 г. солдаты и офицеры армии атамана Семенова, покинувшие пределы России, создали свой союз чинов дальневосточной армии. “Я тогда же передал этому союзу три с половиной миллиона золотых рублей, - писал атаман Семенов, - и на ту же сумму различных товаров и имущества, полагая, что фонд в семь миллионов будет вполне достаточным для экономического обоснования деятельности союза”. Начальником союза был назначен генерал Бангерский (будущий военный министр в Литве). К сожалению, союз не нашел пристанища в Харбине и вынужден был перебраться во Владивосток, где его деятельность свернулась окончательно.
Бюро русской эмиграции в Маньчжурии решило создать собственную военизированную организацию. Русские эмигранты надеялись с оружием вернуться в Россию и свергнуть ненавистный режим. Летом 1935 года был основан Дальневосточный союз военных, а с 15 августа началась регистрация его членов. Военный отдел этого союза имел в журнале “Луч Азии” собственный раздел, где публиковались статьи о военном искусстве и аналитические материалы о ситуации в Советской России.
Большое внимание уделял союз также воспитанию молодежи. С этой целью были учреждены учебная команда для подготовки унтер-офицеров, военное училище и курсы старшего командного состава. 8 февраля 1936 г. при союзе возник кружок объединенной военной молодежи. По пятницам здесь устраивались лекции, вечером концерты, танцы, игры и лотерея. Иногда веселье длилось до 3 часов ночи. Были организованы и потешные отряды для мальчиков и девочек от 7 до 11 лет.
Русский настольный календарь 1940 года отмечал: “В настоящее время в союзе состоит 11406 членов; из них - потерявших способность носить оружие, но полезных своим опытом и знанием - 411 чел., гражданских чинов и духовенства - 298 человек, сестер милосердия - 126 чел., женщин других профессий - 119 чел. Итого способных носить оружие в возрасте от 18 до 60 лет - 10452 человека”.
Автор: Амир ХИСАМУТДИНОВ, специально для "В"