“Леон-киллер” опять розыске

Верховный суд отменил приговор по нашумевшему убийству Макара.

2 февр. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №536 от 2 февр. 1999

Верховный суд отменил приговор по нашумевшему убийству Макара.

Осужденный Приморским краевым судом за убийство одного из владельцев ночного клуба “Леон” Александра Макаренко (срок - 14 лет заключения в колонии общего режима) Алексей Юшков был фактически оправдан Верховным судом России. Как сообщил его адвокат Евгений Тимофеев, “эпизоды с убийством Макаренко и нанесением смертельных ранений его телохранителю Мартыненко не нашли достаточных доказательств”. Суд оставил Юшкову только 3 года лишения свободы “за незаконное хранение оружия и боеприпасов”, которые при обыске нашли у него дома. Дело уже во второй раз направлено в прокуратуру для проведения дополнительного расследования.

В свое время “В” уже писал о “странностях” данного уголовного дела. С точки зрения следственных органов, события 27 сентября 1995 года выглядели следующим образом.

Александр Макаренко уехал в тот день на работу около 9 часов утра. Он был в своем кабинете, когда распахнулась дверь и парень в темном плаще и солнцезащитных очках открыл стрельбу из пистолета. Через несколько часов смертельно раненный Макаренко, пораженный практически в упор, скончался в реанимации. Его телохранитель также был серьезно ранен в область печени и скончался в больнице через несколько месяцев.

Через некоторое время удалось выйти на след предполагаемого киллера - правоохранительные органы задержали Юшкова. И выдвинутая практически сразу после трагедии версия о заказном характере преступления изменилась. Основным мотивом убийства следствие признало месть.

23 августа 1995 года будущий обвиненный в убийстве Юшков отдыхал в “Леоне” вместе со своими приятелями. Вечер, обильно сдобренный алкоголем, привел к тривиальному выяснению отношений на уровне “а ты кто такой”. В завязавшейся драке Юшкова сильно избили и не без участия Александра Макаренко “выбросили” из заведения. Этот факт, подтвержденный многочисленными свидетелями, не оспаривает и сам Юшков.

Обвинение было построено именно на том, что, “зализав раны”, Юшков отомстил Макару, взявшись за пистолет. Тем более что он имел плащ, опознанный свидетелями как “одежда, в которой находился киллер”.

Дело было передано в суд в конце 1996-го, но после двух заседаний в марте следующего года возвращено на дополнительное расследование в прокуратуру. Молчавший на протяжении всего предварительного следствия Юшков заговорил тогда в суде. По его версии, он стал жертвой рокового стечения обстоятельств и никого не убивал.

После событий 23 августа, по словам Юшкова, к нему домой приехал его знакомый из Уссурийска. Последний знал о происшедшей драке и предложил проехать к Макару, чтобы “разобраться”. К “Леону” поехали на машине уссурийского приятеля, за рулем находился еще один неизвестный Юшкову гражданин. Перед посещением “Леона” Б. попросил Юшкова зайти в ближайший магазин и поменяться плащом с водителем. Тот, как утверждал обвиняемый, был в темных очках. Об истинных целях визита Б. и его приятеля к совладельцу “Леона” он не догадывался и оружия не видел, хотя его и просили “подержать какой-то сверток”. Юшкова попросили подождать на улице и обещали “позвать позже”, а “водитель” и Б. зашли в помещение. Позже они уехали вместе.

По словам Юшкова, он опасался за свою жизнь и судьбу своих близких, поэтому до поры до времени и молчал.

Однако правоохранительные органы во время проведения дополнительного расследования не нашли подтверждения словам Юшкова и сделали его основным обвиняемым.

Не ставя под сомнение компетенцию суда и следственных органов, заметим, что смерти Александра Макаренко желали многие. Его имя “всплыло” во Владивостоке в середине 80-х годов. Тогда бывший курсант военного училища организовал с приятелями секцию карате. На ниве рыночных отношений в конце 80-х - начале

90-х он возглавил группировку “спортсменов”, занимавшихся скупкой и перепродажей автомашин. Свою кличку - Макар Стреляный - получил после разборок с уголовниками, когда был ранен и чудом выжил.

На поверхности лежит только то, что было на слуху у всего города. В феврале 1995 года кто-то бросил гранату в “Леон”, за несколько месяцев до убийства неизвестные обстреляли джип Макара. В судебном заседании в марте 1997 года мать и жена Макаренко прямо сказали, что концы убийства стоит искать в связях и разборках Макаренко с конкурентами и бывшими партнерами по “авторитетным делам”. Однако следствие пошло по другому пути.

Уголовное дело, представленное следствием как одно из первых раскрытых в Приморье “громких убийств”, рассыпалось в Верховном суде как карточный домик. Будет ли названо когда-нибудь имя истинного убийцы, а главное, заказчика преступления? Сейчас для приморской прокуратуры это дело чести.

Автор: Отдел новостей "В"