В нашем доме - непорядок

Есть в нашем журналистском деле один крайне деликатный вопрос - профессиональная этика. Спорить по многим моментам можно до бесконечности, потому что сколько голов - столько мнений. Но есть вещи абсолютные, как библейские заповеди, например, этический запрет на распространение заведомо ложной информации. Я понимаю, что вторгаюсь в крайне опасные дебри категоричных оценок, но в силу доверия, оказанного коллегами, которые несколько лет назад избрали меня вице-президентом творческой ассоциации журналистов Приморского края, считаю себя просто обязанным высказать некоторые соображения в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нашего дома - Дома журналиста.

26 янв. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №532 от 26 янв. 1999

Есть в нашем журналистском деле один крайне деликатный вопрос - профессиональная этика. Спорить по многим моментам можно до бесконечности, потому что сколько голов - столько мнений. Но есть вещи абсолютные, как библейские заповеди, например, этический запрет на распространение заведомо ложной информации. Я понимаю, что вторгаюсь в крайне опасные дебри категоричных оценок, но в силу доверия, оказанного коллегами, которые несколько лет назад избрали меня вице-президентом творческой ассоциации журналистов Приморского края, считаю себя просто обязанным высказать некоторые соображения в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нашего дома - Дома журналиста.

Но - обо всем по порядку.

Коллеги постарше помнят, что в свое время Владивосток был чуть ли не единственным городом России, где у журналистов не было своего дома. В середине 80-х ценой немалых совместных усилий крайкома КПСС и руководителей ряда местных СМИ эту проблему удалось решить. Спустя 10 лет работники пера, микрофона и телекамеры вновь едва не оказались бездомными, когда в помещении домжура на каких-то невнятных основаниях расположилась некая получастная газета.

Вновь потребовались совместные усилия журналистов и краевого центра, и городов и поселков края, чтобы наш дом стал именно тем, чем он должен быть. Благодаря действиям вновь созданной творческой ассоциации журналистов Приморского края, “Пресс-клуба” домжур постепенно вновь превращался в настоящий дом для тех, кто не случайно избрал эту специальность. Здесь регулярно заседал президиум ассоциации, чествовались ветераны и победители профессиональных конкурсов, начала организовываться учеба журналистов из районов края, проводились пресс-конференции с местными и заезжими политиками. И потому громом среди ясного неба показалась история, развернувшаяся на минувшей неделе.

В прошедшую среду в домжуре была назначена пресс-конференция бывшего мэра города Виктора Черепкова. Организована она была по вполне разумным мотивам - у читателей, телезрителей и радиослушателей, а значит, и у журналистов велик интерес к человеку, в очередной раз оказавшемуся в центре очередного скандала. Однако неожиданно для многих, в первую очередь для членов президиума (а у нас, смею заверить, подобные решения принято принимать коллегиально), с резким заявлением выступил президент творческой ассоциации журналистов края Георгий Климов. Как следовало из его заявления, политическая борьба, уже который год не утихающая в городе, привела к тому, что с приходом на должность исполняющего обязанности главы администрации Владивостока Юрия Копылова судьба домжура оказалась под вопросом: городская власть предъявила претензии в связи с неуплатой аренды муниципального помещения, есть уже и соответствующее решение арбитражного суда, более того - на днях приходили и судебные исполнители, настаивающие на освобождении помещения. Из заявления Климова однозначно следовало, что при прежней власти (читай - сидящий рядом и согласно кивающий головой Черепков) никаких проблем не возникало; арендодатель, т. е. городская власть, и арендатор, т. е. творческая ассоциация, жили душа в душу, а вот с приходом “злого” Копылова журналистов стали выбрасывать из их дома на улицу.

Выше я не случайно привел перипетии, прежде происходившие вокруг Дома журналиста. Наш дом не просто нам дался и слишком дорог для нас, чтобы подобные заявления оставлять без внимания: вдруг и вправду журналистская организация края может остаться без крыши над головой?.. Я и мои коллеги вынуждены были произвести собственное расследование происходящего. Выяснившиеся же вещи вызвали по меньшей мере изумление.

Как удалось установить по документам (копии их находятся в редакции “В”), еще в июне минувшего года комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) мэрии Владивостока направил в домжур предупреждение о том, что если в течение нескольких дней не будет оплачена задолженность по арендной плате, то договор аренды будет считаться расторгнутым. Через три месяца - в октябре, - так и не дождавшись денег, КУМИ обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора аренды. К сожалению, ни в первый, ни во второй раз Георгий Климов не счел нужным поставить об этом в известность членов президиума творческой ассоциации. Мне трудно полагать, чем при этом руководствовался президент нашей ассоциации - может быть, он делал ставку на то, что вопрос удастся решить келейно с мэром Черепковым, может быть, надеялся на что-то иное. Как бы там ни было, но арбитражный суд на своем заседании 27 ноября прошлого года, руководствуясь законами РФ, вполне справедливо решил вопрос в пользу мэрии: взыскать с арендатора задолженность и пеню, а также выселить его из занимаего помещения. Остается напомнить, что происходило это все во времена “царствования” Виктора Ивановича Черепкова.

...Я работаю первым заместителем главного редактора газеты “Владивосток”, вместе со мной в президиум входят главный редактор “Утра России” Дамир Гайнутдинов, главный редактор “Золотого Рога” Елена Баркова, генеральный директор “Общественного телевидения Приморья”, он же президент “Пресс-клуба” Андрей Холенко. Смею заверить: о том, что за нашей спиной решается судьба домжура, ни один из нас не знал - хозяйственная деятельность и делопроизводство замыкаются исключительно на президента ассоциации Георгия Климова. Твердо могу сказать и другое: если была бы хоть какая-то информация о происходящем, вмешались бы немедленно - и не только мы, но, надеюсь, и многие журналисты Владивостока, повторю вышеприведенный тезис - слишком уж дорог для нас наш дом...

Однако бездействие президента ассоциации привело к тому, что мы действительно чуть не лишились домжура.

Хорошо все, что хорошо заканчивается. Уже через 2 дня после первого заявления, в минувшую пятницу, Георгий Климов был вынужден принять участие в очередной пресс-конференции все в том же многострадальном помещении Дома журналиста - теперь уже вместе с исполняющим обязанности главы администрации города Юрием Копыловым. Здесь-то и были расставлены все точки над “i”: выяснилось, кто прилагал усилия, чтобы изгнать журналистскую организацию на улицу, а кто делает теперь все возможное, чтобы домжур остался нашим общим домом. Как заявил в многочисленные телекамеры и микрофоны Юрий Копылов, им принято однозначное решение об отзыве иска КУМИ, о приостановлении всех действий, связанных с реализацией этого иска, и о проведении зачета по долгам творческой ассоциации журналистов Приморского края как арендатора муниципального помещения.

Наша ассоциация не политическая - общественная, профессиональная организация. И по большому счету для нас не принципиально, как фамилия мэра или главы администрации. Куда важнее деловые, рабочие взаимоотношения с органом власти. И никакие спекуляции здесь, убежден, абсолютно не уместны...

И еще. Выступая на днях в программе “Местное время”, мой коллега, председатель телерадиокомпании “Владивосток” Валерий Бакшин напомнил, что по уставу ассоциации нам пора проводить очередную общекраевую журналистскую конференцию.

Пора. Действительно пора.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, вице-президент творческой ассоциации журналистов Приморского края