Кораблекрушения в Японском море
Ушел в прошлое 1996 год - високосный, полный трагических происшествий на морском флоте и в авиации. Ушел, казалось бы до конца наполнив перечень морских и воздушных катастроф.
Ушел в прошлое 1996 год - високосный, полный трагических происшествий на морском флоте и в авиации. Ушел, казалось бы до конца наполнив перечень морских и воздушных катастроф.
Ан нет.
В последнюю предновогоднюю ночь и в первую посленовогоднюю в Японском море произошли 2 морские катастрофы подряд.
На исходе суток 30 декабря, приблизительно в 23.40 (время здесь и далее - владивостокское), в северо-восточной части Японского моря загорелся БМРТ “Каргат” (судовладелец - Совгаванская база океанического рыболовства), следовавший после ремонта из Пусана в район промысла в Охотское море. По предварительной информации, возгорание произошло в районе продовольственных кладовых. Потушить пожар силами экипажа не удалось, причем в борьбе с огнем погибли 2 моряка. К исходу ночи в эфир ушел сигнал SOS, а приблизительно в 9 утра большой морозильный траулер погрузился в пучину. В спасательной операции участвовало несколько находившихся поблизости судов, которые поднимали людей со спасательных плотов. 7 человек подобрал теплоход Сахалинского морского пароходства “Тымовск” (ему несказанно “везет” - пару месяцев назад экипаж “Тымовска” участвовал в спасении моряков с “Пульсара”); еще 60 человек приняло на борт голландское судно “Holland Clipper”, которое по просьбе Владивостокского спасательно-координационного центра доставило спасенных моряков в Пусан, откуда их будет проще переправить на родину. Сообщается, что капитан “Каргата” Юрий Зубов отказался покидать борт судна; вместе с ним такой же поступок совершил и моторист траулера Владимир Шелобаев. По неофициальной информации (подтвердить которую вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет), многие члены экипажа “Каргата” были изрядно навеселе.
Спустя ровно 2 суток в юго-восточной части Японского моря приблизительно в 160 километрах от острова Оки (префектура Симане) потерпел кораблекрушение танкер “Находка” (судовладелец - судоходная компания “Prisco Traffic”, дочерняя оффшорная компания Приморского морского пароходства, зарегистрированная на острове Мэн), следовавший из Шанхая на Петропавловск-Камчатский, имея на борту около 20 тысяч тонн мазута. В 03.40 2 января в точке с координатами 37 градусов 08 минут северной широты и 133 градуса 55 минут восточной долготы танкер получил в носовую часть корпуса удар волны высотой до 6 метров. В результате удара в корпусе судна образовалась трещина, которая от последующих ударов стала увеличиваться. Приблизительно в 5 утра капитан “Находки” вышел на связь с наиболее близким спасательным центром японского Агентства безопасности на море в Майдзуру и попросил срочной помощи. Последняя радиосвязь с танкером была зафиксирована в 9.20 утра. Прибывшие с рассветом спасатели обнаружили 2 половины расколовшегося танкера; часть моряков находилась на кормовой половине - там, где расположены надстройка, машинное отделение и основные спасательные средства, другая часть - уже на воде в плотах и шлюпках. В известной степени морякам повезло в том, что они оказались в районе действия теплого течения Куросио - температура воды достигала +12 градусов, воздуха +5. В спасательной операции только с японской стороны было задействовано 5 патрульных судов, 2 вертолета и 3 самолета; по команде Владивостокского СКЦ к месту происшествия подошли и суда Дальневосточного морского пароходства - теплоход “Кулунда”, дизель-электроход “Алексей Чириков” и танкер “Герой Волков”. Людей с кормы и с воды снимали японские вертолетчики. Из 32 членов экипажа “Находки” практически сразу был спасен 31 человек. 16 моряков доставлены в Сакаиминато, 12 - в Канадзаву и 3 - в Окинашиму. Состояние их здоровья не вызывает опасения. Среди спасенных нет капитана судна - Валерия Мельникова. По имеющейся информации, в последний раз его видели на шлюпочной палубе танкера, пытавшегося воспользоваться одним из спасательных средств. Как положено в море, капитан покидал борт терпящего бедствие судна последним...
Тем не менее на середину вчерашнего дня Валерий Мельников официально считался пропавшим без вести, его поиск продолжают японские спасатели, а также экипаж танкера “Герой Волков”.
Начальник управления безопасности мореплавания АО “ДВМП” Анатолий Сидоренко в беседе с корреспондентом “В” дал высокую оценку спасательной операции, проведенной японскими спасателями совместно с российскими моряками в условиях жестокого шторма. По мнению Сидоренко, большую роль здесь сыграли совместные учения российских и японских морских спасателей, которые за последние годы проводились дважды.
Катастрофа танкера “Находка” влечет за собой экономические и экологические последствия. Как и следовало ожидать, самый сильный удар эта трагедия нанесла по Камчатской области. Не секрет, что в плане обеспечения топливом северо-восточные области России живут буквально от танкера до танкера. И получив информацию о безвозвратной потере ожидаемых 20 тысяч тонн мазута, областная администрация была вынуждена начать действовать в режиме чрезвычайной ситуации. В ночь со 2 на 3 января с полуострова ушло обращение в адрес премьер-министра Виктора Черномырдина и министра по делам ГО и ЧС Сергея Шойгу. В документе сообщается, что имеющихся запасов топлива в области (11 тысяч тонн) при самом экономном расходовании хватит максимум до 8 января. Прибытие же очередного танкера с 30 тысячами тонн ожидается не ранее 17 января. Авторы обращения предлагают незамедлительно передать гражданским властям области запасы топлива, принадлежащие Министерству обороны РФ. Губернатор Камчатской области Владимир Бирюков в связи с резко обострившейся обстановкой вынужден был отменить планировавшийся отпуск. Вчера утром он выступил по областному радио и предложил жителям не поддаваться панике, однако призвал как можно экономнее расходовать тепло и электроэнергию. Губернатор также обратился к коммерческим структурам, поставляющим топливо для моряков и рыбаков полуострова, с просьбой передать свои запасы в долг областной администрации. В области создан оперативный штаб, координирующий работу топливно-энергетического комплекса в кризисной ситуации, переведен на круглосуточный режим работы областной штаб ГО и ЧС.
Второй и не менее ощутимый удар придется в обозримом будущем по Японии. Уже в первые сутки после катастрофы с “Героя Волкова” сообщили, что наблюдают несколько небольших пока мазутных пятен. Тяжелые фракции мазута не подвержены быстрому размыванию, однако нет сомнений, что постепенное разрушение корпуса танкера и теплое течение сделают свое дело - большая часть из 20 тысяч тонн тяжелого топлива начнет свое неминуемое движение к берегам Японии.
...И последнее - год только начался, а список морских катастроф в регионе стремительно пополняется. Когда этот номер готовился к печати, стало известно, что в ночь со 2 на 3 января в районе поселка Усть-Хайрюзово (западная Камчатка) вылетел на камни СТР “Саломатинск” (судовладелец - АО “Дальморепродукт”). По информации на утро вчерашнего дня, жертв среди членов экипажа нет, на помощь к ним идет спасательное судно “Напористый”.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Юрий МАЛЬЦЕВ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, “Владивосток”