Град обреченный

Владивостоку откровенно навязываются дорогостоящие мегапроекты, которые вызывают у его жителей больше вопросов, чем восторгов

2 февр. 2022 Электронная версия газеты "Владивосток" №4887 (6592) от 2 февр. 2022
17.jpg

Строительство автомобильного моста, который вызывает столько споров у владивостокцев (с Эгершельда на Русский через остров Елены), и островного участка четырехполосной трассы все-таки упорно продвигают лоббисты Владивостокской кольцевой дороги. Как отечественные, так и иностранные.

И это понятно: на кону большие деньги, которые предстоит освоить примерно за пять лет, а затем  неменьшие деньги за платный проезд, которыми за счет приморских автомобилистов предполагается «возвращать вложенные инвестиции». И инициаторам неважно, что запускать через пять лет на остров автомобильный поток с проходимостью в несколько десятков тысяч машин в сутки при уже имеющемся Русском мосте – это просто нелепость, когда городу остро нужны мосты в других местах. 

Похоже, что строительство моста с Эгершельда на о. Русский попадет в руки китайской компании China Railway Construction Corporation (CRCC), которая 17 января подала пакет документов в минэкономразвития Приморья со своей частной концессионной инициативой на финансирование и строительство ВКАД. Осенью минувшего года потенциальный подрядчик и правительство региона подписали соглашение о сотрудничестве по этому проекту. И похоже, что продвижению этого подрядчика вряд ли сможет помешать конкуренция со стороны отечественного тандема в составе компании «Бамтоннельстрой-мост» и Газпромбанка, заявленное участие которых в торгах на лакомый подряд выглядит не очень убедительно. 

Шансы других возможных участников торгов подряда можно считать вообще иллюзорными – у них слишком мало времени, чтобы подготовиться к ним. Особенно прискорбно, что Приморье осталось без своей компании-подрядчика, которая могла бы построить мост и вообще весь недостающий участок кольцевой дороги протяженностью около 30 километров, - в свое время корпорации, близкие к разным персонам в правительстве, приложили немалые усилия, чтобы обанкротить и похоронить Тихоокеанскую мостостроительную компанию, построившую во Владивостоке уникальный Золотой мост.

Такой конкурент, к тому же имеющий приморских акционеров, был опасен. А вдруг Кремль, который прикладывает немалые усилия, чтобы повернуть Россию лицом на Восток, даст таки отмашку строить мост на Сахалин? Явно же, что приморцы, у которых аппетиты скромные, могли выиграть заказ. Короче, ТМК больше нет. Правила крупного российского бизнеса просты: деньги не должны выходить за пределы Садового кольца (ну кроме, конечно, Кипра и других офшоров), даже если что-то строить приходится у черта на куличках.
Так откуда китайцы, спросите? А вот такой КНР наш стратегический партнер, который и пальцем не пошевелит, если его не заинтересовать. Думается, скоро в России будет много проектов, которые реализуют компании из Поднебесной. Тем более что у них там сегодня один за другим лопаются пузыри на рынке недвижимости. Вполне возможно, что на их плечи ляжет реализация программы по реновации дальневосточных городов. Впрочем, китайцы строить умеют быстро и уже в целом качественно.

Итак, основной козырь китайской стороны в том, что CRCC планирует инвестировать в реализацию проекта концессионной дороги 20-30 % своих собственных средств. Кредитами подрядчику собираются помочь Дальневосточный филиал Сбербанка РФ и Евразийский банк развития (ЕАБР), а в дальнейшем строительство может быть поддержано и капитальным грантом со стороны Российского государства. Правда, относительно гранта еще не все ясно, но надежда на него есть.

К сожалению, намного более нужное для горожан строительство второго этапа ВКАД длиной 20 километров – от Казанского моста до Седанки не планируется вести одновременно с первым, хотя предварительная стоимость строительства этого участка не превышает 30 млрд рублей. Однако мнения простых горожан и многих специалистов, что сегодня надо строить, а с чем желательно подождать, сегодня абсолютно игнорируются.

Более подробно о ВКАД мы поговорим в одном из ближайших номеров газеты.

Виктор КУДИНОВ