Аплодисменты не стихают
Отпуск между гастролями для театра им. Горького – повод вспомнить о ярких премьерах сезона
Настоящий театр обязан поражать лица необщим выраженьем
Приморский академический театр имени Горького сегодня тих и пуст. В июне труппа фактически в полном составе покоряла Белоруссию, а сейчас артисты в отпусках. Но, кажется, и в межсезонье в театре все еще не затихает эхо бурных аплодисментов…
Не как все. Иначе
В завершившемся сезоне театр порадовал зрителей несколькими крупными интересными премьерами. Два спектакля – «Ковбой. Король. Великолепный» (16+) и «Собачье сердце» (16+) – четко определяют путь, выбранный театром, его кредо. И заключается оно в упоре на собственные, написанные только для этого театра пьесы, в ставке на непохожесть, яркость и оригинальность.
Оба спектакля были поставлены режиссером Сергеем Руденком. Заметим, что Руденок и его работы знакомы театралам Владивостока, любимы ими. И тот факт, что он теперь сотрудничает с театром имени Горького, оценили многие зрители. Порадовало то, что в обеих постановках режиссер и проявил свой авторский стиль, ценимый знатоками, и соединил его с творческим методом, к которому привыкла публика, посещающая именно театр Горького. При этом спектакль о жизни и судьбе Юла Бриннера и постановка по знаменитой повести Михаила Булгакова вовсе не одинаковы, у каждой работы – свое лицо.
«Ковбой. Король. Великолепный» (напомним, что автор пьесы Юрий Гончаров не скрывал, что старался не то чтобы избегать документальности, но не позволить ей довлеть над вымыслом) мог бы при неудачном раскладе оказаться просто милым мюзиклом, симпатичным байопиком. Однако вдумчивая работа Сергея Руденка и главного режиссера театра Ефима Звеняцкого сделали спектакль событием. Явлением. Его смело можно возить на гастроли – и изумлять публику далеких от Приморья регионов тем фактом, что именно во Владивостоке родился и рос человек такого масштаба, как обладатель «Оскара» и «Тони» Юл Бриннер.
Но главное – в спектакле нет любования, преклонения перед легендой Голливуда. Масштаб его личности не подавил ни режиссера, ни актеров. Перед зрителем появился живой человек, страдающий, совершавший ошибки, знавший взлеты и падения. Настоящий – не экранный чародей Юл, а владивостокский мальчишка Юлик Бринер, выросший и немало повидавший на своем веку. И здесь нельзя не отметить отличную работу актера Сергея Лисинчука, который, невзирая на сложнейший грим, сумел вжиться в образ, сделать своего героя понятным, близким тем, кто сидит в зале.
Спектакль, безусловно, удался, это одна из удач сезона – вопреки пандемии, скажем так.
Непростым, торным, можно сказать, путем пошел режиссер – все так же в тесном сотрудничестве с Ефимом Звеняцким – и в работе над спектаклем «Собачье сердце». В определенном смысле, учитывая тот факт, что драматург Роман Беккулов добавил в инсценировку новые эпизоды, которых нет в оригинале, можно сказать, что и эта постановка создана по написанной только для театра имени Горького пьесе.
Необычным оказался и выбор актеров на главные роли. Крупный, фактурный Денис Неделько так не похож на того Полиграф Полиграфыча, к которому привыкли зрители, смотревшие фильм Владимира Бортко, а молодой и эффектный, с яркой мужской харизмой Андрей Касницкий и близко не напоминает убеленного сединами профессора-мэтра, что публика сразу же забывает о возможных перифразах фильма и начинает чувствовать именно этих героев в этих условиях, здесь и сейчас.
Актерам было непросто, в этом можно не сомневаться, но справились со своей работой и Денис Неделько, и Андрей Касницкий на отлично. Вместе с режиссером и коллегами по спектаклю они заставили публику задуматься о том, насколько актуальны, насколько вне времени те проблемы, что поставил Булгаков в своей повести. Ведь, по большому счету, человечество до сих пор наступает на те же грабли, которые когда-то больно ударили профессора Преображенского. Наступает вновь и вновь, поскольку каждое поколение уверено, что уж оно-то точно знает, как сделать всех счастливыми…
Верность традиции
Второй значимой тенденцией ушедшего сезона можно назвать верность театра и в первую очередь его художественного руководителя Ефима Звеняцкого классике. Доказательство тому – финальная премьера сезона, спектакль на малой сцене «Там же, тогда же…» (16+).
Когда-то эта пьеса Бернарда Слейда уже шла на малой сцене театра и пользовалась огромной популярностью у зрителей. Ремейк осуществил заслуженный артист России Николай Тимошенко, которому камерные, настроенные на близкое взаимодействие со зрителем постановки (достаточно вспомнить идущий на малой сцене «Смех лангусты», 16+) удаются особенно.
Здесь режиссер придумал необычный ход: одну и ту же пару главных героев – в зависимости от их возраста – играют разные актеры. И зритель может насладиться работой Марины Волковой, Валентина Запорожца, Анны Чалой, Александры Аубекеровой, Сергея Коврижиных, Константина Суворина. Каждая из них прекрасна по-своему, в каждой – своя изюминка.
Николай Тимошенко подчеркивал, что принимал идеи артистов с радостью, и в этом сотрудничестве родился чудесный спектакль о любви, порой удивительной и загадочной, но всесильной…
Ефим Звеняцкий не раз подчеркивал, что считает своим долгом выбирать для постановки классические пьесы, вечные, близкие и понятные зрителю в любое время. В сочетании с оригинальным драматургическим материалом и при условии великолепного исполнения и первого, и второго они создают наш с вами театр имени Горького, где так долго звучит эхо аплодисментов.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА