Шедевры со дна океана

Человек взял дар моллюсков и создал новое совершенство

7 июль 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4833 (6538) от 7 июль 2021

Смотрите: Нептун, владыка морей, несется на гиппокампусе, морском коне с рыбьим хвостом, – яростный, всесильный, упивающийся буйством разыгравшейся морской стихии. Он несет раковину наутилуса помпилиуса – невероятно красивую, совершенную от природы…

В XVII веке неизвестный немецкий мастер-ювелир заключил эту раковину в серебряную оправу, создав в итоге утонченное произведение искусства – кубок. От него невозможно отвести глаз, хочется рассматривать каждую деталь, каждую мелочь…

Впрочем, все экспонаты на выставке «Союз земли и воды. Тема раковины в произведениях прикладного искусства XVI–XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа» (6+), открывшейся недавно в Приморской краевой картинной галерее, великолепны, изысканны, прекрасны. 

– Эту выставку, проходящую в рамках традиционных Дней Эрмитажа во Владивостоке, мы посвящаем 55-летию галереи, – отмечает Наталья Левданская, заместитель директора галереи по научной работе. – Именно поэтому она начала работу в конце июня, а не в сентябре, когда обычно у нас проходят Дни Эрмитажа. Так мы совместно с сотрудниками этого ведущего музея России сделали подарок себе и всем жителям Приморья.

Когда стихии объединяются

Союз земли и воды – это аллегорическое воплощение единения двух начал – мужского и женского, двух стихий – земли и воды, что порождает множество ассоциаций о нерасторжимом единстве человека и природы.

Человечество тысячелетиями восхищалось раковинами – одними из древнейших и красивейших творений природы, которые также играли важную роль в формировании духовной и культурной жизни разных народов. Символика раковин разных типов поистине бесконечна. Легенды, сказания, традиции, образ жизни людей вблизи морей и океанов и даже мода во многом определили судьбу раковин в художественном творчестве. Любопытно, что моллюсков изображали на рельефах и картинах, использовали в качестве податливого материала для изготовления предметов разнообразного назначения и, наконец, имитировали в самых разных материалах – камне, металле, фарфоре, воссоздавая тот самый союз двух диаметрально противоположных стихий.

Впервые жители и гости Владивостока и Приморья могут увидеть 32 экспоната из отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа, демонстрирующих чудесные метаморфозы, которые морская раковина претерпевала в произведениях художников Западной Европы и России в XVI–XXI веках. В некоторых экспонатах использованы настоящие раковины, в других мастера, творчески переосмыслив форму естественных раковин, заимствовали ее для изделий, выполненных из других материалов.

Расположилась выставка в одном из самых интересных залов галереи – зале-сейфе. Специально по такому случаю его обновили и добавили еще одну витрину, где представлен один из центральных экспонатов выставки – серебряный французский кубок XVI века. Он тоже обыгрывает тему Нептуна, несущегося по морю. Только здесь морской владыка управляет огромной раковиной, запряженной гиппокампусами. 

Угощайтесь, восхищайтесь…

– Со второй половины XVI века европейская знать стала увлекаться собиранием редкостей – как природных, так и рукотворных, – рассказывает Татьяна Бабошина, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа, хранитель коллекции современного ювелирного искусства. – Украшениями подобных собраний часто бывали экзотические раковины. Их привозили путешественники, купцы, моряки. Вскоре раковины стали обрамлять в золото или серебро, создавать из них настоящие произведения искусства. Лучше всего это удавалось мастерам из Германии и Голландии, в своих работах они обычно обращались к мифологии, связанной с морской стихией.

Чаще всего раковины (например моллюска наутилус помпилиус) шлифовали до перламутрового слоя. Но иногда мастера фактически оставляли раковину в природном виде, мастерски обыгрывая это в оформлении. Затем стали популярными и всевозможные изделия в виде раковин, выполненные из серебра, золота, чуть позже – из натурального камня: кубки, настольные украшения, часы, табакерки, солонки, чаши, вазы и многое другое. На выставке даже можно увидеть черпак для пунша или коробочку для мелочей в виде раковины.
Такие диковины могли себе позволить лишь люди с достатком. Конечно, чаще всего эти произведения ювелирного или камнерезного искусства не использовались в повседневной жизни. Но на пиру, на каком-то важном событии гостей вполне могли угощать, разливая пунш драгоценным черпаком из серебра и слоновой кости или предлагая отведать напитки из кубка из раковины турбо марморатуса…

– Тема раковины и сегодня очень популярна, особенно в камнерезном искусстве, – говорит Татьяна Бабошина. – Вот, к примеру, две улитки, вырезанные из бразильского агата, одна – немецким мастером в 2009 году, вторая – российским художником-камнерезом в 2010-м. Мастера-ювелиры также не перестают обращаться к теме раковины, только сегодня она проявляется не так явно.

Разумеется, в фондах Эрмитажа огромное множество диковин на тему раковины. Для выставки во Владивостоке отбирались и самые яркие представители жанра, и самые интересные. По словам Татьяны Бабошиной, эти экспонаты из тех, что не вызывают особых проблем в хранении. они не капризны, если правильно и осторожно с ними обращаться, и способны радовать взгляд не один век. Так что приморцам повезло: мы можем увидеть истинные шедевры работы ювелиров Германии, Франции, России.

Ни один экспонат не даст возможности пройти мимо, не вглядываясь. Даже простая, казалось бы, золотая солонка – и та настолько затейливо украшена гравировкой, что поневоле остановишься. Совершенство раковин, воплощающих в себе единение стихий земли и воды, завораживает… 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА