И каждая ресничка в унисон…

Великолепный подарок преподнесла поклонникам балета Приморская сцена Мариинского театра перед закрытием сезона – «Баядерку» (6+) Людвига Минкуса.

9 июнь 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4825 (6530) от 9 июнь 2021
15.jpg

Этот балет, по словам главного балетмейстера Приморской сцены Эльдара Алиева, в целом стал преемником знаменитой постановки Мариинского театра – хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани (1941 год). В премьерные дни главные партии исполнили ведущие солисты балетной труппы Приморской сцены Сергей Уманец и Анна Самострелова и солисты Мариинского театра Мария Ильюшкина и Виктор Кайшета. 

– Минкус по праву считается классиком балетной музыки. Совместно с Петипа он создал 16 балетов, самые известные – «Дон Кихот» и «Баядерка», и просто счастье, что теперь они оба в репертуаре нашего театра, – говорит дирижер Антон Торбеев. – Музыка у Минкуса очень легкая, прозрачная, танцевальная. А еще она страстная, когда нужно показать чувства героев, временами драматичная. Не зря этот балет идет почти два века на всех сценах мира.

– Сокровищница балетной классики, «Баядерка» представлена в классическом виде, в каком шла на исторической сцене Мариинки, когда на этот спектакль публика просто ломилась, – отмечает Эльдар Алиев. – Поэтому облик спектакля, декорации в частности, мы старались максимально приблизить к «Баядерке» 70-80-х годов. Что касается либретто, то наш спектакль базируется на редакции 1941 года. Тогда финальным стал акт теней – когда после смерти баядерки Никии главный герой, влюбленный в нее воин Солор, отправляется во сне в страну теней, где встречается с Никией…

Но кое-что мы изменили. Это касается танца золотого божка. Меня всегда смущал внешний вид арапчат-детей. Было непонятно: ну какие арапчата в Индии, откуда? А потом я вспомнил, откуда вообще в «Баядерке» взялся этот танец. Его уже в советское время в качестве бенефиса поставил знаменитый танцовщик Кировского театра (ныне Мариинский) Николай Зубковский. И сразу стало ясно: костюмы и грим «арапчатам» подбирали из того, что было в запасниках. Вот почему они всегда казались мне немного дисгармоничными в этом балете… И показалось логичным представить детей не арапчатами, а сделать их золотыми – золотой Будда, золотой божок. И, на мой взгляд, сегодня дети в этом номере смотрятся куда более органично, чем в гриме арапчат. Номер заиграл свежими красками.

Финал в нашем балете – акт теней, один из самых известных в мире. Это особенный акт, в нем в унисон танцуют 32 артистки кордебалета. Это сложнейшая работа, ведь каждый пальчик, каждая ресничка должны двигаться вместе, идеально, по-петербуржски, четко и одновременно!

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА