Герои трудового фронта – «Бессмертный цех»

«В» возобновляет акцию «Я помню. Помните и вы»: расскажите о тружениках тыла

9 июнь 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4825 (6530) от 9 июнь 2021

Герои трудового фронта имеют право на память

Когда заходит речь о Великой Отечественной войне, в первую очередь вспоминают воинов, лицом к лицу  сражавшихся с немецкими захватчиками на фронтах, в партизанских отрядах или в подполье. И это правильно. Но так же правильно отдавать дань памяти тем, кого принято называть тружениками тыла.

Их тоже были миллионы – мужчин, женщин, стариков, подростков и даже детей, которые в глубоком тылу или совсем рядом с линией фронта, как это было в блокадном Ленинграде, героически работали на заводах и фабриках, в шахтах, на колхозных полях и рыболовецких судах, на транспорте. Работали с напряжением всех сил, физических и моральных. Ведь лозунги «Все для фронта, все для Победы!», «Все силы на разгром врага!» в годы войны стали смыслом их жизни.

Сегодня, накануне скорбной даты – 80-летия начала Великой Отечественной войны, газета «Владивосток» возобновляет рубрику «Я помню. Помните и вы» и совместно с Приморской краевой публичной библиотекой имени Горького начинает публиковать истории тружеников тыла, собранные в рамках акции «Бессмертный цех». Это рассказы о людях, работавших ради Великой Победы в Приморье и на всей территории Советского Союза. К сожалению, многие герои трудового фронта уже ушли из жизни. Но память о них сохраняют их родные и близкие.

В рекордах превзошел Стаханова 

Имя шахтера Андрея Федоровича Манушкина в 1950-х было широко известно в Приморье. 22-летний Андрей Манушкин приехал в наш край из родной Мордовии на заработки в 1934 году, устроился навалоотбойщиком на шахту 3-ц треста «Артемуголь». В 1944 году смышленого и трудолюбивого шахтера, пользовавшегося уважением в коллективе, назначили горным мастером участка «Капитальный запад».

Много лет спустя Андрей Федорович вспоминал, насколько тяжело было давать стране угля в годы войны: механизации не было, смена длилась 12–16 часов без выхода на поверхность. За каждую отработанную смену давали продовольственную карточку, но все равно питание было никудышное – чтобы только люди не умерли от голода. Шахтеры жили и спали в забоях, на топчанах – дойти до дома не было сил. Многие не выдерживали нагрузки, просились добровольцами на фронт. 

Разработав и внедрив новый метод добычи угля, Андрей Манушкин повторил и даже превзошел рекорд знаменитого Алексея Стаханова, за что в 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1951 году Андрей Федорович с семьей переехал в Кемеровскую область, где тоже работал на шахте. Но Приморье его не отпускало. Через четыре года он вернулся в Артем и снова устроился проходчиком на шахте 3-ц. В 1955-м перевелся на шахту «Амурская», где заработал профессиональное заболевание силикоз. После того как работать под землей ему запретили врачи, Манушкин перешел в отдел капитального строительства, где и трудился до выдоха на заслуженный отдых в 1962 году.

Даже на пенсии бывший шахтер, уже тяжелобольной, не сидел без дела: помогал создавать парк отдыха в Артеме, в районе 8-й шахты, вместе с комсомольцами сажал деревья, разбивал дорожки. Семья Манушкиных воспитала двух дочерей, старшая была приемной – ее отец погиб на фронте.

Андрей Федорович Манушкин скончался в 1974 году.

Девушка-докер – пример для мужчин

Александра Федоровна Чеснокова (в девичестве Федорова) в годы войны работала во Владивостокском морском торговом порту на дизельном автокаре. Ей тогда был всего 21 год. Ее муж Илья Андреевич охранял границу от японских самураев. Годы спустя, вспоминая службу и погибших товарищей, он не стеснялся слез – настолько трудной и опасной была служба на заставе.

Работа в порту тоже была не сахар, пароходы приходили и уходили каждый день. Много судов было из Америки, с ленд-лизовскими грузами. Александра Федоровна рассказывала, что она и ее подруги на автокарах  занимались разгрузкой по 12 часов в сутки, потом 12 часов отдыхали. В первые годы войны график работы был жесткий, с минимальными перерывами на отдых. Грузы прямо из трюмов грузили в железнодорожные вагоны и отправляли на запад, на фронт. Женщин перевели на щадящий режим работы только после того, как одна девушка уснула за рулем автопогрузчика и вместе с грузом упала с причала в море…

Жизнерадостная молоденькая Шурочка Чеснокова была отличной работницей, начальство ее хвалило и даже ставило в пример докерам-мужчинам. За трудовые достижения девушке давали талоны на «стахановский обед»: суп из галушек, на второе вкусная жупановская селедка, которую рыбаки добывали недалеко от Камчатки. Передовики производства обедали за красиво накрытым почетным столом.

Однажды Александру наградили кульком пряников, она принесла его домой своей 5-летней дочке Валечке. Девочка не ходила в детсад и целыми днями сидела под замком, дожидаясь маму. Когда Александра ушла на работу, Валечка «открыла магазин» (Чесноковы жили на первом этаже): в форточку раздала пряники голодным ребятишкам, выстроившимся в очередь под окном… В 1946 году в семье Чесноковых родился сын Виктор.

После войны Александра Федоровна до пенсии трудилась продавцом в небольшом магазинчике на улице Мельниковской.

Илья Андреевич Чесноков умер в 1969 году. Александра Федоровна пережила его на много лет. Она скончалась в 2010-м, ей было 92 года.

Швеи стали бойцами тыла

Герой Социалистического Труда Валентина Федоровна Захарова во время войны работала швеей на фабрике «Заря». 

Вместе с молодым мужем Валя Захарова приехала за счастьем во Владивосток с Урала в 1941 году, незадолго до нападения фашистов на Советский Союз. На новом месте девушка устроилась на швейную фабрику. Навыков шитья у нее не было, но она быстро освоила тонкости профессии и уже через несколько месяцев по выпуску продукции не отставала от мастеров.

Когда началась война, работницы «Зари» стали бойцами тыла, а предприятие перешло на почти круглосуточный пошив военного обмундирования. Самым тяжелым на фабрике считался цех реставрации, здесь чинили разорванные, простреленные шинели и телогрейки, очищали ткань от запекшихся пятен крови. Восстанавливая обмундирование, женщины плакали, ведь у многих мужья воевали. А вдруг окровавленную телогрейку или шинель носил близкий человек?

В короткие минуты перерыва Валя Захарова бегала  кормить дочь Лидочку в ясли, что работали на территории фабрики. Муж ее вернулся с фронта после тяжелой контузии инвалидом.

Дальнейшую жизнь Валентина Федоровна связала с фабрикой «Заря», с бригадой по пошиву мужских костюмов, где она выполняла самые ответственные операции, применяя разработанные ею новаторские технологии. Изделия, изготовленные швеей-мотористкой Захаровой, отмечены государственным Знаком качества. В 1966 году Валентину Федоровну наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1970-м она досрочно выполнила личные социалистические обязательства и производственные задания 8-й пятилетки (1966–1970), выработав сверх плана 48 тонн льноволокна. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года «за выдающиеся успехи в досрочном выполнении заданий пятилетнего плана и большой творческий вклад в развитие производства» Валентина Захарова была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Она стала первой среди швейников Приморья, кто получил это высокое звание. Ее имя было занесено в Книгу почета Приморского крайкома КПСС.

Захарова много работала с молодежью, была мастером-наставником, избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го созыва. Валентина Федоровна умерла 10 июля 2006 года в возрасте 84 лет. 

Уважаемые читатели! Если вы или ваши близкие в годы войны трудились в тылу и вам есть что рассказать о том нелегком времени, присылайте ваши воспоминания на электронную почту bc@pgpb.ru или в редакцию газеты «Владивосток»: 690014, Владивосток, Народный проспект, 13, с пометкой на конверте «Бессмертный цех». Фотографии желательны, мы их непременно вернем, только не забудьте указать обратный адрес. Самые интересные истории будут опубликованы.      

Сергей КОЖИН

Автор выражает признательность Нине Семеновне Иванцовой, заведующей отделом краеведческой библиографии Приморской краевой публичной библиотеки имени Горького, за помощь в подготовке публикации.

Фото предоставлено ПКПБ им. Горького